Курсовая работа


Выполнение курсовой работы предусматривает следующие цели и задачи: обобщить и закрепить теоретические знания в исследуемой области; научить студентов пользоваться основными источниками информации; рассмотреть на примере конкретных предприятий и организаций различную тематику; отработать методику выполнения аналитической части дипломного проекта. Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям оформления. Обычно это шрифт Timse, 14, интервал 1,5. Объем работы – 35-38 страниц в рукописном варианте и 28-30 страниц в машинописном варианте. Рассмотрим более подробно информацию о написании курсовой работы по экономическому анализу. 
 

Курсовая работа должна базироваться на результатах хозяйственной деятельности конкретного предприятия сферы услуг и сочетать в себе все виды и направления АХД: технико-экономический, финансово-экономический, управленческий, маркетинговый и др. Поэтому курсовую работу рекомендуется выполнять в соответствии со следующей схемой.

Общая схема построения курсовой работы:

  • общая характеристика анализируемого предприятия, включая анализ основных экономических показателей его деятельности;
  • анализ технико-организационного уровня предприятия, наличия и эффективности использования производственных ресурсов;
  • анализ производственных результатов деятельности предприятия, включая показатели качества услуг и обслуживания;
  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Выполнение курсовой работы предусматривает следующие цели и задачи:

  • обобщить и закрепить теоретические знания в области экономического анализа и непосредственно анализа хозяйственной деятельности предприятия;
  • научить студентов пользоваться основными источниками информации, необходимыми для проведения анализа;
  • рассмотреть на примере конкретных предприятий различные способы и приемы анализа основных технико-экономических показателей и влияющих на них факторов;
  • познакомить студентов с основными методами выявления и подсчета резервов роста (снижения) показателей;
  • отработать методику выполнения аналитической части дипломного проекта.

Основным практическим материалом для выполнения курсовой работы является информация, собранная студентами в ходе экономической практики. Кроме того, для выполнения курсовой работы могут быть использованы следующие источники информации:

  1. Специальная литература по экономическому анализу или анализу хозяйственной деятельности предприятия, в том числе указанная в библиографическом списке.
  2. Нормативно-правовые документы (федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распорядительные документы глав субъектов РФ и органов местного самоуправления и др.)
  3. Хозяйственно-правовые документы предприятия (договора, соглашения, решения арбитражных и судебных органов, рекламации).
  4. Официально опубликованные данные правительственных и международных организаций.
  5. Данные бухгалтерского и статистического учета предприятия.
  6. Бухгалтерская отчетность предприятия.
  7. Проектно-сметная, техническая и технологическая документация предприятия.
  8. Все виды планов предприятия, в том числе производственная программа предприятия, бизнес-план.
  9. Информация, полученная в ходе маркетинговых исследований путем опроса потребителей, интервью, наблюдения, эксперимента и т.д.

  

Примерное содержание курсовой работы:

  1. Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.
  2. Задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:

3.1.    Анализ технико-организационного уровня предприятия.

3.2.    Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия.

3.3.    Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия.

3.4.    Анализ трудовых ресурсов предприятия.

3.5.    Анализ объема реализации услуг.

3.6.    Анализ качества услуг и обслуживания.

3.7.    Анализ себестоимости услуг.

3.8.    Анализ прибыли и рентабельности.

3.9.    Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

  1. Выводы и рекомендации по результатам анализа.

Приложение.

Библиографический список.

 

Аналитические способы и приемы, рекомендуемые для написания курсовой работы

 В качестве основных инструментов анализа хозяйственной деятельности студентам рекомендуется выбирать те способы и приемы, которые наиболее часто используются в процессе аналитической работы.

1. Как правило, любой анализ строится на сопоставлении значений показателей друг с другом. Для этого используется способ сравнения, который предусматривает сопоставление:

  • фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
  • отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;
  • достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.

2. Для приведения анализируемых показателей в сопоставимый вид можно провести нейтрализацию влияния объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов или применять специальные индексы и поправочные коэффициенты, рассчитанные Госкомстатом России и другими органами управления (например, индекс потребительских цен, индекс физического объема и др.). Нейтрализация влияния стоимостного фактора – один из самых распространенных приемов в анализе хозяйственной деятельности предприятия. Например, чтобы нейтрализовать влияние стоимостного фактора, необходимо фактический объем реализации услуг выразить в оценке предшествующего периода и сопоставить с объемом реализации услуг предшествующего периода. Для анализа себестоимости очень часто используется нейтрализация влияния объемного фактора.

  1. Аналитическая группировка показателей по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов. Например, группировка предприятий одной отраслевой группы по объему реализации услуг и численности работников применяется при оценке уровня концентрации производства или эффективности работы предприятий.
  2. Элиминирование применяется в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.

Наиболее распространенными вариантами элиминирования являются способы цепных подстановок и абсолютных разниц.

Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой, а способ, с помощью которого эти замены производятся, способом цепных подстановок. Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему – как постоянные. Результат влияния определяется разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением. Способ абсолютных разниц (разностей) предусматривает расчет влияния каждого фактора по абсолютному отклонению его фактического значения от базисного (планового, среднеотраслевого). Подстановка предусматривает замену базисного (планового, среднеотраслевого) частного показателя не полной величиной фактического показателя, а лишь его алгебраическим отклонением от базисного (планового, среднеотраслевого) показателя. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель. В способе относительных разниц (разностей)в качестве подстановок используются относительные отклонения фактических значений показателей от их базисных(плановых, среднеотраслевых) значений.   

  1. Балансовый способ используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
  2. Графический способ применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.
  3. Достаточно широко распространена в современном АХД методика коэффициентного анализа. Методика основана на сопоставлении фактических значений коэффициентов и ряда относительных показателей с их нормативными или желаемыми значениями, что позволяет в той или иной степени исследовать интересующий объект. Наиболее эффективен коэффициентный анализ для оценки степени использования технологического оборудования, движения персонала, структуры финансовых ресурсов (капитала) предприятия и др. 
  4. Эвристические методы (методы интуитивной оценки) основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития. Эти методы рекомендуется использовать в курсовой работе для оценки качества услуг и конкурентоспособности предприятия (метод балльной оценки), а также для разработки проекта мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия и улучшению его показателей (методы «Дельфи», «мозгового штурма» и др.).

9. Среди специальных способов и приемов маркетингового анализа наибольшее распространение получил анализа рынка на основе построения матриц возможностей по различным критериям. Для анализа строятся матрицы качественной оценки, отражающие стратегические возможности анализируемого предприятия. Область каждой матрицы разбита на отдельные квадранты, характеризующие возможные рыночные стратегии предприятия. В курсовой работе данный способ рекомендуется использовать для анализа рынков сбыта и оценки конкурентных позиций предприятия.

  

Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям со стороны оформления. Объем работы –      35-38 страниц в рукописном варианте и 28-30 страниц в машинописном варианте.