Белорусский водный путь: Августовский канал - река Нёман-река Щара-Огинский канал-река Ясельда-река Пина - Днепропетровско-Бугский канал - река Мухавец


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Написание эссе «Белорусский водный путь: Августовский канал -река Нёман-река Щара-Огинский канал-река Ясельда-река Пина- Днепропетровско-Бугский канал- река Мухавец»


Ананьева Елена 10 «А» класс


Цель: развивать умения выделять главное,обобщать и делать выводы.

Оборудование:карты, атлас, дополнительные материалы.

Ход работы.

Моё эссе про Белорусский водный путь. Я расскажу вам про реки и каналы Белорусии.Наше путешествие будет долким но очень увлекательным!

А начнём мы его с Гродненской области, мы отправимся к одному из выдающихся памятников гидротехнической архитектуры XIX в. - Августовскому каналу, соединившему р.Неман и р. Вислу.

В мире существует всего два аналога этого водного пути: в Швеции и в Великобритании.

В 1821-1825 гг. были введены высокие таможенные пошлины на транзит товаров Российской империи через Прусские земли, что и привело к идее постройки данного сооружения. Строительство канала началось в 1824 году и заняло пятнадцать лет. Оно обошлось императорской казне в 1,5 млн. рублей серебром, что равнялось 14 млн. польских злотых. Было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов, 24 объекта для обслуживания канала. Рабочую силу составляли свободные крестьяне, представители различных национальностей: поляки, белорусы, русские, литовцы, евреи и т.д. Каждый день на объекте было задействовано до 7 тысяч человек. После отмены Пруссией пошлины канал потерял свою первоначальную функцию и использовался локально для сплава леса. В межвоенный период канал был популярным туристическим объектом, по которому курсировал специальный пароход « Эмилия Плятор ». Канал сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, некоторые шлюзы были взорваны, плотины разрушены, здания сожжены. После войны канал в Беларуси практически не эксплуатировался. Сегодня реконструированный канал живет своей второй жизнью.



Следующая остановка- река Нёман.

Само название реки, как полагают, имеет балтийское происхождение и означает «наш», «домашний». Именно так называл Неман и великий поэт Адам Мицкевич.

Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался и пробивался к морю.

Неман - одна из наиболее крупных (после Днепра и Западной Двины) рек Белоруссии. Его длина - 937 км. Свой долгий путь к Балтийскому морю он начинает в самом сердце белорусской земли, примерно в 50 км к юго-западу от Минска. Здесь, на высоте около 200 м выше уровня моря, среди заболоченных лесов берут начало его истоки - Неманец и Лоша. Старожилы рассказывают, что раньше обе эти реки вытекали из одного родника близ деревни Верх-Неман. Это удивительное явление образно передают народные предания и легенды. В одной из легенд говорится, что когда-то, очень давно, Неманец и Лоша родились в одном месте и были братом и сестрой. Однажды капризная Лоша убежала. Долго искал ее брат, бежал напрямик через луга и леса, но все-таки нашел. И действительно, вырвавшись из болот, Неманец и Лоша направляются в разные стороны, а затем снова сливаются вместе, образуя Неман

Неман знают все. «Ой Нёман ,ой бацька наш, Неман! Як сонца ,як дзень дарагi » Так поют в песне. Трудно найти слова лучше передающие любовь и уважение народа к этой реке.



Еще одним интересным маршрутом нашего путешествия является река Щара, длина которой достигает 325 километров. Начинается она на Новогрудской возвышенности из озера Колдычевское.

Свидетели прошлых столетий могли бы подтвердить тот факт, что эта река, к удивлению многих, была судоходной. Благодаря этому с ее верховьев сплавлялись плоты, ходили по ней малотоннажные катера.

Щара провела границу на территории Слонимщины между Европой и Ямалом, чуть не став точкой отсчета в обоих направлениях при строительстве газопровода. И вообще, описывая Щару, сказать о ней можно гораздо больше.



Продолжаем наше путешествие по Огинскому каналу

Канал строился в 1767-1783 гг. по инициативе и на средства крупного магната Михаила Огинского, гетмана Великого княжества Литовского. В первые десятилетия эксплуатации по нему перевозились главным образом зерно и лес. В 1799-1804 гг. канал совершенствовался. Рабочие урезы воды поддерживали 10 шлюзов, но в засушливые годы условия навигации все равно были сложными.

Во время первой мировой войны по каналу проходила линия фронта и все гидротехнические сооружения были разрушены. После восстановления в 20е годы канал использовался для лесосплава и пассажирских перевозок между Пинском и Телеханами, однако в годы Великой Отечественной войны все шлюзы и плотины на канале вновь были повреждены. Ныне этот водный путь утратил свое хозяйственное значение, стал историческим памятником.



Ёщё одна остановка нашего путешествия река Ясельда.

Ясельда (Ясольда) - река в Брестской области Белоруссии, левый приток Припяти (бассейн Днепра) - одна из красивейших рек Полесья. Ее название имеет индоевропейские корни и означает «река богов». Ясельда - северная граница части Полесья, которая называется Загородье. На берегах этой реки с древних времен селились люди, а сегодня расположены города и деревни.

Ниже Бездежа по Ясельде находится местечко Мотоль, где люди селились на протяжении тысячелетий. Археологами обнаружены стоянки первобытных людей, возникшие после отступления последнего ледника (10-14 тысяч лет назад). Одна из стоянок древнего человека эпохи неолита была обнаружена в 2 километрах от Мотоля, на песчаном возвышении у реки Ясельда, где при раскопках найдено более 700 кремниевых орудий труда - резцы, скребки, проколки, топоры, наконечники стрел, фрагменты глиняной посуды, скребла, ножи, серпы и др.



Очередной остановкой нашего путешествия становится Днепровско-Бугский канал.

Еще в конце XVII в. был предложен проект строительства Днепровско-Бугского канала. В 1665 г. надворный прискарбий Ю. Оссолинский обосновал необходимость соединения рек Пины и Мухавца.Технический проект был разработан королевским топографом Ф. Чаки в 1766 г. Строительные работы начались в 1775 г., тогда же прорыли канал длиной 8 км. К концу ХУШ в. строительство было закончено, и первый торговый караван судов прошел через канал, следуя в Гданьск. В 1837-1848 гг. канал был реконструирован. Для подъема уровня воды и улучшения условий судоходства было построено три водоводных канала: Белоозерский, Ореховский и Турский. Общая длина водного пути составила 196 км, а длина искусственного канала от Кобрина до д. Дубой на реке Пина - 110 км. В годы гражданской войны канал стал несудоходным.

После воссоединения Западной Белоруссии с БССР он был снова реконструирован. В августе 1940 г. движение судов и грузов было возобновлено. В годы Великой Отечественной войны, чтобы сорвать вражеские перевозки, гидротехнические узлы были разрушены.



И завершает наше путешествие река Муховец.

Муховец (белорус. Мухавец) - река в Брестской области Белоруссии, правый приток Западного Буга.

Берёт начало от слияния ручья Муха и канала Вец около города Пружаны. Протекает преимущественно по Полесью, в устье - глухая плотина. Судоходна (от Кобрина до Брестского речного порта, ниже которого расположена плотина). Соединена Днепровско-Бугским каналом с рекой Припять.

Вот и закончилось наше путешествие по водам Белоруси .мы побывали в одних из самых красивых мест Белорусии,узнали историю зарождения этих рек и каналов.


Теги: Белорусский водный путь: Августовский канал - река Нёман-река Щара-Огинский канал-река Ясельда-река Пина - Днепропетровско-Бугский канал - река Мухавец  Эссе  География, экономическая география