Органы управления охраной труда

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ

Кафедра физического воспитания и специальной подготовки


Реферат по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Органы управления охраной труда»


Санкт-Петербург


Содержание


Введение

. Определение понятия «охрана труда»

. История формирования системы управления охраной труда

.1 1933 - 1993 годы. Деятельность профсоюзов

.2 1993 - 1996 годы. Министерство труда РФ

.3 1996 - 2004 годы. Министерство труда и социального развития РФ

.4 2004 - настоящее время. Министерство здравоохранения и социального развития РФ

. Правовая база управления охраной труда в РФ

.1 Международное право в области охраны труда

. Основные направления государственной политики в области охраны труда

. Особенности современной системы управления охраной труда в РФ

. Государственный надзор и контроль за охраной труда в РФ

Заключение

Список используемых источников


Введение


Формирование в России рыночной экономики обусловливает изменения, происходящие в системе управления охраной труда, представляющей собой сложную многоуровневую и полифункциональную деятельность, направленную на реализацию конституционного права граждан на труд в условиях безопасности и гигиены.

В связи с этим, начиная с середины 90-х годов активно разрабатываются и пересматриваются законодательные и нормативные правовые акты по охране труда, формируется организационная структура управления, создается новая форма социальной защиты работающих, основанная не механизме социального страхования.

Однако до сих пор в системе управления охраной труда сохранились методы командно-административной экономики в виде централизованно утверждаемых списков производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на те или иные льготы и компенсации. Не созданы экономические механизмы, стимулирующие работодателей направлять средства на улучшение условий и охраны труда. Не отработана система государственного управления охраной труда с четким разделением полномочий и механизмом взаимодействия всех организационных структур, участвующих в управлении охраной труда.

Эти недостатки позволяют заключить, что пока не осуществлен переход на новую модель управления охраной труда, несмотря на то, что уже создаются те элементы управления (принципы социального страхования), которые должны существенно изменить направленность социальной политики в области социально-трудовых отношений.

Необходимость перехода к обновленной идеологии управления, соответствующей реально происходящим изменениям в экономике России, актуализирует задачу изучения проблем управления охраной труда с целью разработки предложений по формированию новой модели управления с учетом результатов ранее осуществленных научных исследований, рекомендаций международных конвенций по охране труда и той законодательной и нормативной правовой базы, которая сложилась к настоящему времени.

охрана труд управление

1. Определение понятия «охрана труда»


Термин "охрана труда" употребляется в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В статье 21 говорится: "Государство заботится об улучшении условий и охраны труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства".

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., этот термин не используется. В ней введено понятие "безопасность и гигиена труда" (статья 37, пункт 3).

В «Основах законодательства Российской Федерации об охране труда" в 1993 г., впервые дано определение понятия "охрана труда". Оно целиком вошло в Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а затем в Трудовой кодекс РФ.

В статье 209 Трудового кодекса РФ и в статье 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" дано следующее определение понятия "охрана труда": "Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, реабилитационные и иные мероприятия".

Следует обратить внимание, что в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) не употребляется термин "охрана труда". В конвенциях МОТ употребляются следующие термины: "гигиена труда", "гигиена", "безопасность и гигиена труда", "охрана здоровья". В конвенциях МОТ термины "гигиена" и "гигиена труда" употребляются как синонимы

В "Руководстве по системам управления охраной труда", опубликованном Международным бюро труда (Женева, 2003), термин "охрана труда" употребляется в значении "безопасность и здоровье". К сказанному следует добавить, что в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы, употребляют терминологию МОТ.

Вхождение Российской Федерации в Европейский союз и во Всемирную торговую организацию предполагает употребление единообразной терминологии, унификацию понятий, используемых в Российской Федерации, понятий и терминов МОТ и Европейского союза.

Н.К. Кульбовская также отмечает, что «разработчики проекта Государственного стандарта ССБТ "Общие требования к управлению охраной труда в организации" ГОСТ Р 12.0.006-2002 привели его в соответствие с международным стандартом OHSAS 18001-99 "Система управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования". Термин "охрана труда" используется ими в значении "охрана здоровья и безопасность труда". В частности, это следует из понятия "система управления охраной труда", данного в ГОСТ Р 12.0.006-2002: "Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации".

Таким образом, по нашему мнению, целесообразно дать следующее определение понятия "охрана труда": "Охрана труда - обеспечение безопасности и гигиены труда в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности".


2. История формирования системы управления охраной труда


.1 1933 - 1993 годы. Деятельность профсоюзов


Длительный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды; им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровью работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.


.2 1993 - 1996 годы. Министерство труда РФ


С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ «Основ законодательства РФ об охране труда» функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

Управление охраной труда переходит от профсоюзов к государству (сохранен при этом общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве), значительно расширены права работников на безопасные и здоровые условия труда, повышена ответственность работодателя за обеспечение охраны труда, вводится механизм экономической заинтересованности в решении проблем охраны труда

Кроме того, существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.

Было создано два органа, занимающихся охраной труда - орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда было возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации - министерства, комитеты, управления, отделы).

На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране было направлено постановление Правительства Российской Федерации О мерах по улучшению условий и охраны труда. Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим постановлением «министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.»

Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях решались путем создания служб охраны труда в министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Очень важно отметить, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.

Законодательно подтверждено, что управление деятельностью в области охраны труда, является обязанностью государства.

Таким образом, признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности определено законодательством, как основа государственной политики в области охраны труда. Этот принцип формально признавался и ранее, но как законодательная норма впервые сформулирована в Основах.


2.3 1996 - 2004 годы. Министерство труда и социального развития


августа 1996 путем слияния Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости РФ было образовано Министерство труда и социального развития. Постановлением Правительства было установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения; осуществляет функции, возложенные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" на Федеральную государственную службу занятости населения.

После вступления в силу закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Министерство труда и социального развития России подготовило с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Государственная политика в области охраны труда - это совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.


.4 2004 - настоящее время. Министерство здравоохранения и социального развития РФ


Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Министерство труда и социального развития Российской Федерации было упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации были переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Экономические реформы, наряду с расширением прав предприятий, организаций и учреждений (в дальнейшем - предприятий), привела к созданию новых форм хозяйствования - сегодня субъектами трудовых отношений наряду с государством становятся работодатели, представляющие различные формы собственности и организации производства.

При новом подходе к управлению областью охраны труда, в условиях полной экономической самостоятельности предприятий, государство становится посредником в трудовых отношениях между работником и работодателем и регулирует с помощью законов и нормативных правовых актов интересы сторон, формирует механизмы и системы социального партнерства, социального страхования и обеспечения, гарантирующие социальную защиту работников.


3. Правовая база управления охраной труда


Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Существующая система управления охраной труда сформировалась под воздействием становления рыночного механизма хозяйствования, одновременно в ней сохранились отдельные элементы управления прежней плановой экономики, такие, как предоставление прав на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда по спискам.

Правовая база управления закреплена в:

Конституции РФ;

Трудовом кодексе РФ;

указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по проведению административной реформы в 2004 г., разграничивших сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти;

федеральных законах, установивших принципы разделения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектов Федерации, а также принципы организации местного самоуправления;

Федеральном законе "Об основах охраны труда в РФ";

Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.


3.1 Международное право в области охраны труда


Нормы международного права является частью правовой системы Российской Федерации.

На законодательство в области охраны труда безусловно оказали воздействие конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), охватывающие широкий круг проблем обеспечения безопасности и гигиены груда. Эти международные правовые нормы учитывают практически все вопросы охраны труда, начиная с защиты от отдельных опасных и вредных фактов производственной среды, заканчивая организацией управления охраной труда.

Созданная при Лиге Наций в 1919 г., МОТ с 1946 г. стала специализированным учреждением Организации Объединенных Наций для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Деятельность МОТ в области условий и охраны труда осуществляется по трем направлениям:

. разработка норм и стандартов;

. исследование и распространение информации;

. техническая помощь.

Основными мероприятиями по реализации этих направлений являются;

разработка конвенций и рекомендаций, а также осуществление консультаций и помощи по созданию проектов законодательных актов на национальном уровне по условиям труда;

создание типовых кодексов правил, кодексов практических действий и инструкций по охране труда и защите от профзаболеваний, гигиене труда;

подготовка руководящих указаний, методических пособий, публикаций по технической и медицинской инспекции;

предоставление стипендий, учебных пособий, организация курсов для подготовки предпринимателей и трудящихся по вопросам условий труда, проведение симпозиумов, конгрессов, совещаний и т.п.

В своей деятельности МОТ сотрудничает с широким кругом правительственных и неправительственных международных, организаций, в том числе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной организацией стандартов (ИСО). Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).

Радикальная перестройка трудовых отношений в России вследствие становления рыночной экономики, расширение сотрудничества с зарубежными странами обусловливают необходимость более широкого применения в российском законодательстве международных социально-трудовых стандартов, разработанных и принятых МОТ.

Как правопреемница СССР в МОТ Россия ратифицировала 50 конвенций, как самостоятельное государство Российская Федерация, ратифицировала пять конвенций МОТ: Конвенцию № 156 в конце 1997 г., Конвенцию № 105 в марте 1998 г., Конвенции № 81,150, 155 в апреле 1998 г.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации ратифицированные конвенции имеют силу закона и являются составной частью ее правовой системы. Согласно нормам международного права принятые и ратифицированные конвенции имеют приоритет перед национальными законодательными актами и вместе с рекомендациями МОТ служат основой для ориентации и развития национального законодательства. На эффективность этого воздействия существенное влияние оказывает широкая информированность правительственных и других органов, связанных с проблемами условий труда, а также механизм контроля МОТ за реализацией положений принятых конвенций в законодательстве и практике отдельных стран.

Изменения, вносимые в правовые акты России под воздействием международной политики по охране труда, являются важным фактором формирования обновляемой системы управления охраной труда.

Активная деятельность по ратификации конвенций МОТ способствует эффективному осуществлению в России национальной политики в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, а также предупреждению несчастных случаев и повреждений здоровья, связанных с трудом; укрепляет авторитет государственных инспекторов труда, позволяет осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на любых предприятиях всех форм собственности; повысить международный престиж России как правого государства, уважающего и соблюдающего международные социально-правовые стандарты.


4. Основные направления государственной политики в области охраны труда


Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда . В разделе Х "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Следствием возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда является то, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.


5. Особенности современной системы управления охраной труда в РФ


До 2004 года, система государственного управления охраной труда в Российской Федерации представляла собой совокупность трех подсистем управления:

государственная межотраслевая подсистема - была представлена Министерством труда и социального развития РФ как органом, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственной комиссией по охране труда, утверждаемой Правительством РФ.

функциональная подсистема - была представлена большим количеством федеральных министерств и ведомств, так или иначе связанных с реализацией государственных функций по управлению охраной труда в Российской Федерации

отраслевая подсистема - была представлена различными отраслевыми федеральных органов исполнительной власти, министерствами и ведомствами, а также некоторыми крупными корпорациями (такими как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и др., которые по сути взяли на себя функции Министерств), которые играли роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию.

Данная концепция определения структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, была предложена кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. (По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской федерации».

Административная реформа 2004 г. установила, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.

Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д.

Важнейшей особенностью административной реформы 2004 г. является введение принципа, установившего, что каждый федеральный орган исполнительной власти имеет функции только в установленной сфере деятельности, но не регулирует вопросы, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Трудовой кодекс РФ является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда, поэтому у министерств, ведающих вопросами, например, промышленности или сельского хозяйства, теперь нет функции по управлению охраной труда. Данное новшество противоречит положению статьи 216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса, в которой предусмотрено участие федеральных органов исполнительной власти в управлении охраной труда.

Принятые за последние годы федеральные законы о разграничении полномочий государственных органов власти дополнили и развили положения, изложенные в Трудовом кодексе РФ в статьях 6, 7, 210 и 211.

В статье 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти, непосредственно относящиеся к охране труда.

"К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Вследствие принятия федеральных законов о разграничении полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и проведении административной реформы произошли кардинальные изменения в государственном управлении охраной труда, ликвидирована вертикаль управления от федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) до организаций (предприятий). В результате произошли:

исчезновение функций по охране труда в положениях о федеральных органах исполнительной власти (министерств, комитетов) и ликвидация в них соответствующих отделов (департаментов);

сокращение численности отделов по труду в государственных органах исполнительной власти субъектов Федерации.

О том, чем "управляет" государственный орган исполнительной власти (Минздравсоцразвития России), осуществляющий по поручению Правительства РФ государственное управление в сфере охраны труда, видно из перечисления видов полномочий Министерства: вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и принимает нормативные правовые акты.

В то время как в аналогичном Положении о Минтруде России от 23 апреля 1997 г. N 480 было указано, что оно "осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области" и ряд других организационных мероприятий. Иначе говоря, произошли существенные изменения в полномочиях министерства, что, в свою очередь, является логическим следствием того, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. Он обязан выполнить обязанности, перечисленные в статье 212 Трудового кодекса РФ, за счет средств организации.

В действующей ныне системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя. Таким образом, в управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства.


6. Государственный надзор и контроль за охраной труда в РФ


Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т. д.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется:

во всех организациях на территории РФ - Федеральной службой по труду и занятости (до 2004 года данные функции осуществляла Федеральная инспекция труда),

в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с федеральной инспекцией труда) - специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и инспекторы труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Права профсоюзов и гарантии их деятельности распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Общие принципы организации и осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплены в главе 57 ТК РФ.


Заключение


Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуре охраны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руководителей это стало нормой. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

В условиях рыночной экономики никакие меры организационного характера в системе управления охраной труда не могут обеспечить необходимых результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. В России, к сожалению, в отличие от других стран не умеют оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур.

В условиях рыночной экономики управление охраной труда без применения экономических рычагов невозможно. Необходимо разработать и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства.

Список используемых источников


1.Конституция Российской Федерации // М.: Ось-89, 2008.

.Об основах охраны труда в Российской Федерации: федер. закон № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г. // Рос. газ. - 1999. - 24 июля.

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Рос. Газ. - 2001. - 31 декабря.

.О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер.закон № 10-ФЗ от 12.01.1996 // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3.

.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации № 314 от 09 марта 2004 года // Рос. Газ. - 2004 - 11 марта.

.Основы законодательства Российской Федерации об охране труда: приняты 22 июля 1993 г № 5487-1: в ред. Федер.закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2009].

.О мерах по улучшению условий и охраны труда: Постановление Правительства Российской Федерации № 843 от 26 августа 1995 года // БизнессПраво [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.Кульбовская, Н. К. Государственное управление охраной труда / Н. К. Кульбовская // Трудовое право - 2006. - № 6.

.Соловьев, А. П. Система управления охраной труда в Российской федерации / А.П.Соловьев // Справочник специалиста по охране труда. - М.: ЗАО МЦФЭР., 2001. - 93 с.

.Соловьев, А. П. Формирование государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации: Дис.... канд. экон. наук: 08.01.07: Москва, 1998. - 181 c.

.Куренной, А. М. Правовое регулирование охраны труда / А.М. Куренной // Практический журнал для руководителей и менеджеров. - М.: Законодательство., 2001 - № 7.

.Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность / А.А. Раздорожный // Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Экзамен., 2005. - 512 с.

.Ушаков, К. З. Безопасность жизнедеятельности / под ред. К.З.Ушаков // Учебник для вузов. - М.: Издательство Московского горного университета., 2001 г.

.Федеральной службы по труду и занятости Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. 1997-2008. - Режим доступа: #"justify">.Министерство здравоохранения и социального развития. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. 2008-2009. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru.


Теги: Органы управления охраной труда  Реферат  Безопасность жизнедеятельности