Устройство автомобиля

1. Фазы газораспределения


.1 Общие сведения о фазах


Под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мёртвых точек, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. При рассмотрении рабочих процессов ДВС в первом приближении было принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в мёртвых точках, однако в действительности оно не совпадает с положением поршней в мёртвых точках. Это связано с тем, что время, приходящееся на такты впуска и выпуска, очень мало, и при максимальной частоте вращения коленчатого вала оно составляет тысячные доли секунды. Поэтому если открытие и закрытие клапанов будут происходить точно в мёртвых точках, то наполнение цилиндров горючей смесью и очистка их от продуктов сгорания будут недостаточными. В связи с этим моменты открытия и закрытия клапанов в четырёхтактных двигателях происходят с определённым опережением или запаздыванием относительно положения поршней в ВМТ и НМТ.


.2 Что объясняет диаграмма фаз


Фазы газораспределения изображаются круговыми диаграммами, их подбирают экспериментальным путём при доводке опытных образцов двигателей.

Из общей круговой диаграммы фаз (Рисунок 1) видно, что при такте впуска, впускной клапан начинает открываться с опережением, т. е. до подхода поршня в ВМТ. Угол ? опережения открытия впускного клапана для двигателей различных моделей составляет 10 - 32?. Закрывается впускной клапан с запаздыванием после прохождения поршнем ВМТ (во время такта сжатия). Угол ? запаздывания закрытия впускного клапана в зависимости от модели двигателя составляет 40 - 85?.

Выпускной клапан начинает открываться до подхода поршня к НМТ (во время рабочего хода). Угол ? опережения открытия выпускного клапана для различных двигателей составляет 40 - 70?. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршнем ВМТ (во время такта впуска). Угол ? запаздывания закрытия выпускного клапана составляет 10 - 50?.

Углы опережения и запаздывания, а следовательно и время открытия клапанов тем больше, чем выше частота вращения коленчатого вала, при которой развивается максимальная мощность двигателя.

Общая круговая диаграмма показывает, что в определённый период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал (? + ?) вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты, называется перекрытием клапанов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания.


Рисунок 1. Общая круговая диаграмма фаз газораспределения четырёхтактного двигателя

? - угол опережения открытия впускного клапана

? - угол запаздывания закрытия впускного клапана

? - угол опережения открытия выпускного клапана

? - угол запаздывания закрытия выпускного клапана


2. Расширительный бачок системы охлаждения КамАЗ -740.10


.1 Назначение, устройство


Расширительный бачок системы охлаждения служит для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её расширении от нагрева, а так же позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из неё воздуха и пара.

На двигателе КамАЗ-740 расширительный бачок установлен с правой стороны по ходу движения автомобиля и соединён с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе избыточное давление, выпускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию разряжения при остывании двигателя.

Через горловину расширительного бачка заливается охлаждающая жидкость. Уровень охлаждающей жидкости контролируется краником контроля уровня. Верхний уровень жидкости в бачке должен быть 1/2 - 2/3 высоты бачка (между метками «MIN» и «MAX» на боковой поверхности бачка).


2.2 Схема бачка


Рисунок 2. Бачок расширительный системы охлаждения

- кран контроля уровня

- патрубок

- пароотводная трубка

- пробка

- трубка от компрессора

- трубка перепускная от двигателя к радиатору

- корпус бачка


3. Датчик положения коленчатого вала ЗМЗ - 406. 10


.1 Назначение и принцип действия


Датчик положения коленчатого вала (далее ДПКВ) предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочими процессами в цилиндрах двигателя, и определения частоты его вращения.

ДПКВ представляет собой стержень с намотанной поверх него обмоткой и заключённый в корпус из высокопрочной пластмассы. Он имеет гибкий соединительный кабель, заканчивающийся трёх контактной колодкой соединения.

ДПКВ работает в паре с диском синхронизации и обеспечивает выдачу угловых импульсов синхронизации от зубьев диска, то есть размечает оборот коленчатого вала на угловые отметки. Угловая длительность одного зуба составляет 6 градусов положения коленчатого вала.

Блок управления, используя сигнал с ДПКВ, вычисляет частоту вращения коленчатого вала, а так же определяет ВМТ первого цилиндра.

При отказе ДПКВ работа двигателя невозможна.


3.2 Схема датчика


Рисунок 3. Датчик положения коленчатого вала двигателя

- Обмотка

- Корпус

- Магнит

- Уплотнитель

- Провод

- Кронштейн крепления

- Магнитный сердечник

- Диск синхронизации


4. Звуковой сигнал ГАЗ - 3110


.1 Устройство и принцип действия


На автомобиле ГАЗ 3110 применяются тональные звуковые сигналы рупорного типа. Устанавливают их в комплекте из двух сигналов разной тональности (один - низкого, второй - высокого тонов).

Электрический тональный звуковой сигнал состоит из металлического корпуса и резонатора в виде улитки, между которыми зажата стальная упругая мембрана, с которой жёстко соединён якорь. Верхняя половина якоря входит внутрь обмотки электромагнита, базирующегося в корпусе. Внутри электромагнита расположен сердечник. Один из выводов обмотки электромагнита изолирован и укреплён на корпусе. Второй вывод, с помощью медного болта установленного изолированно от корпуса, подводится к контакту, прикреплённому к плоской пружинящей пластине. Неподвижный контакт приклёпан к пластине соединённой с «массой». Усилие прижатия контактов друг к другу регулируется винтом с гайками.

При нажатии на кнопку, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле, которое замыкает цепь сигналов. При этом по обмотке сигналов начинает проходить ток вызывающий намагничивание стального сердечника. Якорь притягивается к сердечнику и через шток прогибает стальную упругую мембрану. Одновременно якорь, воздействуя на толкатель, поднимает пружинную пластину вместе с пружинным контактом, размыкая цепь. Ток в обмотке прерывается, мембрана выпрямляется и перемещает шток с якорьком в исходное положение, при котором контакты снова замыкаются. Колебания воздуха, вызванные мембраной, создают звук. Резонатор в виде улитки обеспечивает получение звука соответствующего тона и тембра.


4.2 Схема подключения сигналов


Рисунок 4. Схема подключения сигналов

- реле звуковых сигналов

- Предохранитель

- Выключатель звуковых сигналов

,5 - Сигналы звуковые низкого и высокого тона


5. Амортизатор ЗИЛ - 4314.10


.1 Устройство и работа


На автомобиле ЗИЛ - 4314.10. устанавливаются гидравлические амортизаторы двустороннего действия.

Амортизатор двустороннего действия состоит из резервуара, рабочего цилиндра, штока с поршнем и клапанов: перепускного, отдачи, впускного и сжатия. В верхней части шток поршня перемещается в направляющей втулке и уплотнён резиновым сальником, расположенным в обойме. В рабочем цилиндре вместе со штоком перемещается поршень, в котором имеются сквозные отверстия, равномерно расположенные в два ряда по окружностям различных диаметров. Отверстия на большой окружности, закрыты перепускным клапаном, к которому прижимается пружинная шайба. Отверстия на меньшей окружности перекрываются снизу дроссельным диском клапана отдачи. В нижней части рабочего цилиндра расположен корпус, в котором установлены впускной клапан и клапан сжатия. К штоку и резервуару приварены проушины. Нижняя проушина амортизатора крепится к балке, а верхняя к кронштейну рамы. От повреждения и грязи шток защищён кожухом.

Во время хода сжатия рессоры, поршень амортизатора движется вниз, перепускной клапан открывается и жидкость перетекает через отверстия поршня, в над поршневое пространство.

Во время хода отдачи, поршень движется вверх, вытесняя жидкость из верхней полости рабочего цилиндра в нижнюю.

При движении автомобиля, необходимо чтобы амортизатор гасил в основном свободные колебания подвески при ходе отдачи и не увеличивал жёсткость рессоры при её сжатии. Поэтому сопротивление хода сжатия составляет 25 - 30% сопротивления хода отдачи.


5.2 Схема амортизатора


Рисунок 5. Амортизатор гидравлический

- поршень

- клапан отдачи

- пружина

- днище

- клапан сжатия

- пружина

- дроссельный диск клапана

- диск клапана

- тарелка клапана

амортизатор коленчатый вал сигнал


Библиографический список


1. Вахламов В.К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский. - М.: Академия, 2011. - 816 с.

. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник водителя / В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олдфильд. - М.: Транспорт, 1997. - 430 с.


Теги: Устройство автомобиля  Контрольная работа  Транспорт, грузоперевозки