Доклад Ценообразование и жизненный цикл товара

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.

Большое влияние на процесс установления цены оказывает жизненный цикл товара. Жизненный цикл товара - это продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае он состоит из четырех стадий, различающихся по объемам продаж и доходам. Необходимость грамотного формирования цены товара в зависимости от рыночных факторов на любом предприятии и определяет актуальность данной работы.

Целью дипломной работы является анализ процесса ценообразования и жизненного цикла товара.

Для достижения поставленной цели в работе решались  следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические основы ценообразования;
  • Исследовать понятие жизненного цикла товара;
  • Провести анализ деятельности и процесса ценообразования на примере конкретного предприятия и разработать предложения по совершенствованию данного процесса.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли­яющих на финансовое положение предприятия. Это объясняет­ся тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммер­ческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром приня­тия хозяйственных решений.

При установлении цены определяющими факторами выступают: себестоимость товара, удовлетворяющие фирмы размеры прибыли, цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления и других общественных институтов, уникальность определенных качеств продукта.

Объектом исследования в работе является предприятие ООО «Сириус», основным видом деятельности которого является торговля строительными материалами.

Основные экономические показатели деятельности представлены на листе 1 РМ.

Общий объем средств предприятия за период увеличился на 8%. Выручка выросла на 4%. Чистая прибыль увеличилась на 6%

Анализ баланса предприятия показал, что доля внеоборотных и оборотных активов примерно одинаковая (Лист 2 РМ) Внеоборотные активы представлены основными средствами. Основная доля оборотных активов – это запасы и краткосрочная дебиторская задолженность.

Активы предприятия финансируются в основном за счет собственных средств. Структура капитала предприятия показана на рисунке (лист 3 РМ)

Как показало исследование, предприятие на конец исследуемого периода имеет хорошие показатели финансовых результатов деятельности. (лист 4 РМ). Максимальные показатели наблюдаются в 2006 году.

Исследуемое предприятие рентабельно на протяжении всего рассматриваемого периода.  У предприятия отлажена система сбыта продукции,  предприятие имеет постоянных партнеров.

Анализ процесса ценообразования ( лист 5 РМ) показал, что основную долю в структуре цены занимают переменные издержки – это стоимость товара от производителя. За период структура цены претерпела изменения -  выросла доля переменных затрат и доля постоянных затрат. Соответственно снизилась доля торговой надбавки. На снижение доли торговой надбавки существенное влияние оказывает рыночная корректировка, инфляция, рост цен производителя, рост конкуренции на рынке.

В политике ценообразования жизненный цикл товара играет не последнюю роль. Жизненный цикл товара- это продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае он состоит из четырех стадий, различающихся по объемам продаж и доходам. Основные стадии жизненного цикла товара: Внедрение на рынок. Рост. Зрелость. Спад.

ООО «Сириус» продает различные группы и виды товаров. Одни из них находятся на стадии внедрения, когда товар только поступил в продажу и производитель стимулирует спрос.

Большая доля товаров, продаваемых ООО «Сириус» это товары которые можно отнести к  стадии роста, когда спрос на продукцию достаточно высокий и  происходит резкое увеличение объема продаж и прибыли.

Основная доля товаров продаваемых ООО «Сириус» находится в стадии зрелости и характеризуется достижением стабильного объема продаж. Это самая длительная стадия жизненного цикла товара. К таким товарам можно отнести различные строительные и отделочные смеси, клеи и т.п.

Продукция, находящаяся на стадии спада понемногу исключается из списка закупаемых для продажи товаров.

Чем выше закупочная цена от предприятия-производителя, тем выше она будет у предприятия-продавца, т.к. продавец не может продавать товар себе в убыток снижая цену.

В настоящий момент ООО «Сириус» использует затратные методы ценообразования, сущность которых состоит в том, что к издержкам на продукт прибавляют над­бавку, соответствующую норме при­были или желаемому доходу от оборота. Однако используемые на предприятии затратные методы ценообразования обладают серьезными недостатка­ми

Чтобы максимизировать текущую прибыль, необходимо проводить оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирать такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может получить за свой товар. А минимальная цена определяется издержками фирмы.

Пути для увеличения продаж путем оптимизации ценообразования в ООО «Сириус», могут быть следующие:

  • во-первых, может быть проведена работа по снижению постоянных издержек предприятия. В этом случае процент надбавки может оставаться в тех же пределах 20% для оптовиков и 30% для розницы, при этом за счет снижения издержек, произойдет понижение конечной цены изделий, что в конечном итоге выльется в более низкую цену розничной продажи и большем интересе покупателей. С понижением цены, товар станет привлекательнее, возрастет спрос и увеличатся продажи.
  • во-вторых, может быть разработан несколько иной способ ценообразования на товары, который позволит вести более гибкую политику ценообразования в розничной продаже, даст возможность предоставлять скидки и бонусы покупателям. То есть станет привлекательным с психологической точки зрения.

Предлагается следующий механизм ценообразования: цена устанавливается исходя из затрат за прошедший период, но  отдельно на каждую группу товаров.

В настоящее время ООО «Сириус» торгует оптом и в розницу различными группами товаров, спрос на которые и закупочные цены также различны.

Все представленные товары можно разделить на следующие группы:

- строительные и отделочные материалы

- сантехника и сантехническое оборудование

- вспомогательные материалы для отделки

- мебель и аксессуары для ванных комнат

В настоящее время средняя величина надбавки на все виды товаров равна 30%, но в зависимости от спроса, надбавка должна и может варьироваться.

В предлагаемом варианте ценообразования на товары, предлагается  применять дифференцированную надбавку, не в равных процентах, а на каждую группу товара свою.

Так, например, на товары, пользующиеся спросом, а это сантехника и сантехническое оборудование и мебель и аксессуары для ванных комнат установить общий размер надбавки 35-40%, а на товары, спрос на которые не имеет решающего значения в продажах предприятия установить надбавку 20-25%

Повышение цены на товары на 5-10 % для категории покупателей, которые покупают товары в высокой ценовой категории не будут иметь решающего значения при покупке, но в этом случае ООО «Сириус» сможет предложить своим покупателям скидки в пределах 10-15% на эти виды товаров. При этом у дешевых товаров цена снизится не значительно, но в конечном итоге объем продаж по этим категориям увеличится.

У предприятия появится возможность гибко балансировать надбавкой, тем самым, вызывая интерес и повышение продаж.

Можно проводить распродажи. Может быть проведена специальная рекламная акция с целью привлечения покупателей.

Также рекомендуется  применение стратегии  неокругленных цен, когда цена устанавливается ниже круглой цифры.

Применение данных предложений в практике ценообразования ООО «Сириус» позволит увеличить объемы реализации и повысить финансовые результаты деятельности.

Теги: Доклад Ценообразование и жизненный цикл товара  Доклад  Маркетинг