Пути и способы обеспечения конкурентоспособности продукции фирмы

 

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.

Целю дипломной работы являлась разработка рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «АМ».

Основные задачи, которые мы ставили для достижения цели:

  1. рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,
  2. определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,
  3. провести анализ конкурентоспособности продукции АО «АМ» одним из методов,
  4. разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «АМ» и сделать расчет их экономической эффективности.

Конкуренция в переводе латинского означает сталкивание Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Объекты конкуренции – это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.

Конкурентоспособность – это способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с конкурентом.

Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами Лист 1 РМ.

Это Конкуренты в отрасли, Потенциальные конкуренты, Поставщики, Клиенты и товары-заменители. Эти факторы активно влияют на состояние уровня конкурентной среды любого предприятия.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия – производителя соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Объектом практического исследования послужило предприятие  ОАО «АМ», основным видом деятельности которого является производство мебели.

Организационная структура предприятия представлена на Лист 2 РМ.

Руководство всей деятельностью осуществляет Генеральный директор. Предприятие имеет разветвленную структуру управления, собственное основное и вспомогательные производства.

Основные показатели деятельности предприятия приведены на Листе 3 РМ.  Анализ показал, что несмотря на снижение объемов производства в 2009 году предприятие не смогло реализовать всю произведенную продукцию.

На предприятии существует серьезная проблема, связанная с реализацией продукции. Что говорит о том, что продукция предприятия не достаточно конкурентоспособна, маркетинг на предприятии поставлен слабо,  необходимо провести анализ всех составляющих комплекса маркетинга: продукт, цена, продвижение и распределение товара, а также провести мероприятия по их приспособлению, адаптации к внешним условиям: деятельности конкурентов, поведению потребителей, потенциалу предприятия и прочим внешним факторам.

Основное внимание в работе мы уделяли именно продукту предприятия, т.к. без конкурентоспособной продукции все другие составляющие маркетинговой деятельности не смогут обеспечить долговременную стабильность в работе предприятия.

Проведенный анализ хозяйственной деятельности показал, что в целом объем произведенной продукции в 2009 г. по отношению к 2007 г. упал на 37,1% и составил 62,9% от уровня 2007 г. Снижение выпуска товарной продукции произошло за счет отказа от производства изделий деревообработки ламинированной плиты для реализации на сторону, а также снижение на 90% производства теплоэнергии. В то же время существенно на 157,9% в 2009 г. по сравнению с 2007 г. был увеличен выпуск дверных блоков из натуральной древесины, а также мебели на 5,6%. Хотя этот уровень ниже уровня 2008 г. на 19,7% и 9,5% соответственно.

Анализ структуры товарной продукции показывает, что за 3 года отслеживаются следующие тенденции:

устойчивая тенденция увеличения доли изготовления мебели и дверных блоков. Удельный вес продукции указанных наименований во всей товарной продукции увеличился с 40,1% до 67,3% и с 4,5% до 18,4% соответственно.

тенденция к падению объемов производства ламинированной плиты на реализацию. В 2008 г. последняя производилась только под нужды собственного производства АО «АМ».

значительно уменьшилась доля в структуре товарной продукции производства собственной продукции: с 38,2% в 2008 г. до 14,3% в 2009 г. Этот факт объясняется снижением потребности производства в теплоэнергии.

Анализ основных технико-экономических показателей (см. Лист 5 РМ)  показал, что предприятие находится в тяжелой экономической ситуации, оно последние 2 года убыточно, предприятие не может реализовать всю произведенную продукцию. Предприятие вынуждено сокращать людей, ставить на консервацию основные производственные фонды. Данное положение дел на предприятии свидетельствует о проблемах с конкурентоспособностью продукции предприятия.

Структура реализованной мебели АО «АМ» по целевым рынкам распределена следующим образом: 89% составляет мебель для дома и 11% - офисная мебель. Учитывая это можно сделать вывод, что основной перспективный целевой рынок потребителей для АО «АМ» является население.

Изделия мебели АО «АМ» с точки зрения потребительских свойств имеют следующие характеристики:

  1. Материал, из которого собственно изготавливается мебель, - ДСП (натуральное дерево применяется для отделки отдельных элементов).
  2. Большинство изделий из ассортимента предназначены для малогабаритных квартир.
  3. В ассортимент входят как комплект мебели (стенки), так и отдельные предметы мебели.

Основные критерии сегментации потребителей мебели являются уровень доходов и планировка жилплощади. Территориально рынок сбыта мебели АО «АМ» определен территорией края. Структура целевого рынка и размер сегментов рынка представлены на ЛИСТ 6 РМ. На данном этапе целевым сегментом потребителей мебели АО «АМ» являются потребители со средним уровнем дохода, проживающих в квартире старой планировки.

Деятельность на данном рынке сопряжена со следующими угрозами:

-низкая платежеспособность, связанная с низким уровнем жизни,

-влияние вкусов на покупку,

-требование высочайшего качества,

-большой ассортимент мебели, представленный в магазинах,

-снижение спроса, обусловленное вышеприведенным фактором, а также демографическими процессами: снижение рождаемости, трудностями в приобретении и расширении жилплощади, снижающие потребность в дополнительных изделиях мебели.

Это позволяет сделать вывод, что для выживания предприятиям мебельной промышленности придется усилить конкурентную борьбу с целью увеличения своей доли, рынка сбыта за счет отвоевания ее у конкурента. Так как рассчитывать на появление новых рынков сбыта не приходится. А это возможно только при условии более полного удовлетворения требовании и потребностей потребителей, представляющих целевой сегмент потребителей. Для этого необходимо систематически изучать вкусы целевого сегмента, потребность в различных деталях интерьера, а также быстрой смены ассортимента.

Оценка конкурентной среды показала, что на рынке Московской области существует порядка 20 предприятий, так или иначе связанных с изготовлением мебели.  Основные конкуренты предприятия приведены на Лист 7 РМ

Наиболее серьезные конкуренты это  предприятия продающие импортрую мебель, а также ООО ТЕНЗ ПЛЮС. Примерно аналогичную долю рынка занимают такие предприятия как Мебель производства Люберцы, ООО ,, КРАСМЕБЕЛЬ, Мебель производства ДОК  (ДОК). Именно эти предприятия являются основными конкутрентами, с которыми предприятие в силах побороться за свои позиции на рынке.

В работе мы провели оценку изделий данных предприятий. Сравнительная оценка изделий данных фирм приведена в таблице Лист 8 РМ

для большинства представителей целевой аудитории основным критерием выбора мебели является конструкторское решение, дизайн, а менее значимо простота уборки. Прочие факторы (помимо представленных в таблице ) являются для представителей целевой аудитории несущественными.

Расчет индекса конкурентоспособности Лист 9 РМ показал, что из четырех изделий мебели максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близко изделия Люберецких производителей, затем КРАСМЕБЕЛЬ, затем АО «АМ» и ДОК.

АО «АМ» уступает мебели из Люберец по следующим потребительским свойствам:

-возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение,

-цвет, фактура лицевых поверхностей,

-удобство пользования мебелью,

-конструкторское решение, дизайн.

Анализ конкурентоспособности по экономическим показателям Лист 10 РМ позволили сделать вывод, что по экономическому показателю стенка Анализируемого предприятия АО «АМ» «Карина» более конкурентоспособна, чем аналоги, изготовленные на КРАСМЕБЕЛЬ и ДОК, но менее конкурентоспособна, чем мебель Люберецкого производства.

Анализ конкурентоспособности по показателям стабильности качества Лист 11 РМ показал, что по показателям стабильности качества изделие мебели АО «АМ» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели ДОК.

Что касается показателя гарантийный срок, то таковой на свое изделие дает мебельная фабрика из Люберец. Ни одно из трех предприятий не устанавливают на свои изделия гарантийный срок.

Анализ конкурентоспособности по техническим показателям ЛИСТ 12 РМ был проведен на основе оценок экспертов и был ограничен оценкой показателей комфортабельности и эстетических показателей. по показателям технического уровня изделия мебели АО «АМ» уступает одному производителю: мебель из Люберец. Относительно двух других конкурентов мебель АО «АМ» вне конкуренции. Причем, конкурентное преимущество мебели из Люберец зафиксировано по одному техническому показателю: целостность композиции.

Итак проведенный анализ позволили заключить, что лидером среди основных конкурентов является мебель из Люберец. Оценка данной мебели бля расчетов была принята за единицу.  Построение матрицы Мак-Кинзи ЛИСТ 13 РМ позволило заключить, что из рассматриваемых производителей продукции мебельных фабрик из Люберец наиболее конкурентоспособна в рамках рассматриваемой стратегической группы предприятий. Этот же производитель имеет наибольшую долю. Продукция АО «АМ» находится на втором месте, на третьем – КРАСМЕБЕЛЬ и на четвертом – ДОК. Таким образом, конкурентная политика АО «АМ» должна быть направлена, в первую очередь, на позиции изготовителя из Люберец.

Основными рекомендациями по обеспечению конкурентоспособности мебели типа «Стенка» АО «АМ» являются следующие:

Мероприятия в первую очередь должны касаться повышения эстетических показателей. Техническое задание по улучшению технических показателей заключается в следующем: не утратив характеристик мебели производства АО «АМ», по которым она превышает изделия мебели конкурентов разработать новый опытный образец и провести эксперимент для определения целесообразности запуска его в серийное производство. При этом должны быть учтены следующие пожелания:

-создание мебели без сдвоенных вертикальных и горизонтальных щитов;

-в шкафах (отделениях, секциях) для посуды, буфетах, сервантах наличие удобно расположенного ящика, специально оборудованного для хранения столовых приборов;

-в шкафах для одежды – наличие зеркала (наружного или внутреннего), на высоких дверях – наличие устройств, ограничивающих открывание;

- в шкафах (отделениях) для белья в зоне ниже 600 мм от уровня пола  - наличие выдвижных устройств вместо полок;

- в шкафах (отделениях) для книг при глубине отделения более 300 мм – наличие подставки для книг второго ряда;

-в секреторных отделениях необходимо наличие устройств для компактного и организованного хранения бумаги, письменных принадлежностей, документов, желательно устройство небольшого отделения, запирающегося замком с секретом.

В отделениях для теле- и радиоаппаратуры предусмотреть устройства для хранения фонотеки.

При проектировании опытного образца предусмотреть возможность максимального разбиения комплекта мебели («Стенка») на составляющие, представляющие собой законченное изделие мебели, а также процесс обратной компоновки, обеспечивая стилевое единство компонента мебели.

Техническое задание для конструкторов и дизайнеров АО «АМ» по улучшению потребительских характеристик изделия мебели АО «АМ» включает следующие задачи:

-несмотря на серийность производства, обеспечить индивидуальность производства благодаря принципу вариантных превращений, используя при этом стандартные элементы,

-используя стандартны элементы обеспечить нестандартность изделия за счет изменения форм, архитектуры, пропорций, силуэтов не примелькавшихся покупателю,

-обеспечить увеличение вместимости корпусной мебели,

-обеспечить трансформированность мебели (быстрый перевод одного вида мебели – секретер – в стол, кресло – в кровать, т. д.,

-максимальна я безопасность крепления.

Мероприятия по совершенствованию показателей качества заключаются в следующем:

Установление на изделия мебели АО «АМ» гарантийного срока до 3 лет. Это вызывает необходимость обеспечения ремонта, реставрации поврежденной мебели. Для этого следует заключить с розничными предприятиями, принимающими на реализацию мебель АЛ «АМ» договора. На основании этих договоров розничные магазины рассматривают дату продажи мебели, принимают заявки на смену (ремонт) элементов мебели, потерявших привлекательный вид от населения. После чего в АО «АМ» готовят под заказ магазина детали, элементы. Служба сервиса магазина производит замену устаревшей детали мебели.

Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий ЛИСТ 14 РМ показал, что после проведения мероприятий предприятию реально удастся увеличить долю рынка с 17,4% до 43,5%. Увеличение доли рынка влечет за собой рост выручки, а следовательно, прибыли от реализации. Прогноз финансовых результатов деятельности АО «АМ» после реализации мероприятий подтверждает их экономическую эффективность и целесообразность. Реализация всех мероприятий в полной мере позволит значительно улучшить показатели деятельности предприятия и повысить его эффективность.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

Теги: Пути и способы обеспечения конкурентоспособности продукции фирмы  Доклад  Маркетинг