Проблемы профессионализма в логистике

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ЛОГИСТИКЕ

Е. Е. Сидоренко,

канд. экон. наук.

доцент кафедры управления персоналом, НИУ «БелГУ»

А. А. Кузнецова,

студент НИУ «БелГУ»


В настоящее время логистика стала неотъемлемой составляющей бизнеса многих современных компаний, а также самостоятельным бизнесом, в котором заняты тысячи сотрудников, что, соответственно, усиливает потребность в квалифицированных кадрах.  Ощущается явный недостаток специалистов, имеющих не только хороший опыт практической деятельности, но и владеющих фундаментальными знаниями из области логистики. Специалисты по логистике должны обладать знаниями из функциональных областей снабжения, производства и сбыта, знать их общие взаимосвязи и иметь профессиональную подготовку именно в сфере логистики.

Корень проблемы профессионализма в логистике скрывается в сфере образовательных услуг. В вузах преподаются по сути лишь основы логистических знаний, когда так же необходимо практиковать систему прохождения студентами стажировок и практик в компаниях для получения практических навыков.  Для повышения уровня профессионализма кадров, работающих в логистических компаниях, необходимо совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Однако, наблюдается недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Исходя из этого, необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Поговорка «цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено» означает, что если отдельное подразделение не в состоянии сыграть свою роль в реализации эффективного механизма выполнения заказов, то все усилия специалистов других подразделений компании могут быть совершенно напрасными [1]. Поэтому обучение специалистов по логистике позволит минимизировать ошибки в выполнении операций, исключить сбои в ходе выполнения заказов, повысить качество обслуживания, расширить рынок потребителей, улучшить конечные результаты деятельности компании. В первую очередь следует обеспечить обучение и повышение уровня квалификации работников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов клиентов. Если разобраться, то так же важным моментом в работе высококвалифицированного логиста представляется применение научно обоснованных логистических методов, процедур и технологий в своей практической деятельности.

Надо заметить, что суть концепций логистического обслуживания заключается в построении таких отношений с клиентом, в рамках которых возможно решение практически всех проблем клиента на основе изучения его потребностей (действует принцип «клиент всегда прав»). Основной задачей должна стать помощь клиенту сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным на основе подробного анализа и снятия его «болевых точек», но не всегда данная концепция реализуется «в жизнь» из-за отсутствия должного уровня образованности и наличия практики у работника логистической компании.

Но необходимо так же подчеркнуть, что даже профессионал в своей логистической работе сталкивается с такими трудностями, как: нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта), слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций, отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень, отсутствие практически  на  всех видах  транспорта  современных  транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта, низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ, недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки [4].

Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту потребительского спроса, поэтому внедрение концепции логистики позволяет гармонизировать внутренние и внешние бизнес-процессы, повысить эффективность деятельности структурных подразделений, сократить общие затраты и уменьшить себестоимость продукции, увеличить количество клиентов, расширить и, что немаловажно, удержать рынок сбыта, повысить качество обслуживания потребителей и укрепить репутацию компании [2]. Известно, что внедрение логистических принципов в управление материальными потоками позволяет снизить уровень запасов на 30–50% и сократить время движения продукции на 25–45%. Но для того, что бы добиться таких результатов, необходимы квалифицированные кадры в области логистики [6].

В странах Западной Европы, США и Японии доля расходов на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляет 20% валового национального продукта или 30–40% стоимости конечного продукта, из которых половина приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов. Во временном аспекте обеспечение и транспортировка занимают в затратах времени на доставку от первичного поставщика до конечного потребителя 98%, а собственно производство — лишь 2% времени всего цикла [7].

Это ли не повод для развития логистических компаний и более интенсивного обучения высококвалифицированных кадров в России? Ведь руководителям большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны, но эти методы используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции, в чем и проявляется их непрофессионализм, т.е. отсутствует координация выполнения логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями, нет непрерывного мониторинга всей цепи поставок, что приводит к тому, что руководство компании не получает возможность оценить степень использования ресурсов, выявить источники и причины потерь, скоординировать деятельность работников в целях улучшения конечных результатов деятельности. Поэтому внедрение логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет значительно повысить организационно-экономическую устойчивость компаний на рынке – это дает возможность снизить уровень запасов в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость инвестированного капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечить более высокий уровень удовлетворения потребностей российских потребителей.

Важно заметить, что эффективная система логистики компании позволяет своевременно и адекватно реагировать на такие различные факторы внешней среды, как политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические. Но всего этого невозможно добиться без людей, которые являются «гигантами» в логистической сфере.

Высший уровень профессионализма проявляется в таких направлениях оптимизации логистики в компании, как: создание эффективных организационных структур, оптимизация складского хозяйства, построение системы управления запасами, рационализация использования транспорта, оптимизация закупочной деятельности, постановка системы учета и сквозного планирования в логистической системе, решение проблем логистики с помощью информационных технологий [3].

Для устранения возможных проблем в сфере профессиональной компетентности Координационный совет по логистике продвигает концепции логистики как одной из важных инструментов повышения эффективности бизнеса на основе подготовки и повышения уровня квалификации специалистов по логистике. Для популяризации концепции логистики совет осуществляет регулярную организацию и проведение профессиональных семинаров в рамках таких международных выставок, как «ТрансРоссия», «Торговые технологии», «Складэкспо», «Склад. Транспорт. Логистика». Специалистами Совета по логистике и Московского транспортного института разработана модульная учебная программа «Эффективная логистика», в том числе и по заочной форме обучения. Это дало возможность получения профессиональных знаний в области логистики и навыки решения логистических задач жителям различных регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Литвы, а также Венгрии. За последние годы созданы Международный центр логистики при ГУ ВШЭ, Национальный центр логистики, подкомитет по логистике при техническом комитете «Автоматическая идентификация» Госстандарта РФ, Комитет по логистике при Департаменте транспорта и связи Правительства Москвы, Совет по развитию фармацевтической логистики [7].

Благодаря наличию на рынке профессиональных кадров в сфере логистики будет решаться основная ее задача: обеспечение своевременного и точного исполнения заказов внешних и внутренних потребителей, а так же на высоком уровне будет качество логистического обслуживания, которое заключается во всемерном удовлетворении потребностей клиентов (это выражается в надлежащем выполнении заказов, исключении ошибок, сбоев, недопоставок; эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению качества обслуживания, обеспечения соответствия уровня обслуживания стандартам клиента, условиям договоров или контрактов).

 

Литература:

1.   Алесинская Т.В. Основы логистики. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 532с.

2.   Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. — М.: 2008. – 325с.

3.   Саркисов С.В. Управление логистикой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 274с.

4.   Черновалов А.В. Логистика: современный практический опыт. — Минск: Издательство Гревцова, серия «Бизнес от А до Я», 2010. – 368с.

5.   Щербанин Ю.А. Основы логистики. — М.: Юнити; 2009. – 287с.

6.   #"#">http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/338528/


Теги: Проблемы профессионализма в логистике  Статья  Логистика