Архитектура XIII-XVI веков

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»


Реферат по теме:

Архитектура XIII-XVI веков


Подготовила:

Студентка группы 102 «А» ФЗО

Лущинская Наталья


г


Общая характеристика архитектуры и искусства 13-16 вв

архитектура возрождение стиль храмовая

В Западной и Центральной Европе искусство синтезировало традиции варваров и воспринятого через арабов и Византию наследия Античности. В архитектуре романского стиля впервые последовательно реализована цель культового зодчества - построение Дома Бога с пространством, организованным для выполнения верующими ритуала. Романский стиль -массивная, скупо украшенная базилика(прямоугольная в плане, разделённая внутри колоннами на 3 продольных прохода -нефа) со сводами в форме полуцилиндров (цилиндрические) или двух скрещивающихся полуцилиндров (крестовые) и небольшими окнами.

Готика (2-я половина 12-16 вв.) принесла новые типы общественных зданий: городской собор, ратуши, дома цехов ремесленных и гильдий. Её черты: вытянутость вверх, высокие ажурные башни ,просторное внутреннее пространство, стрельчатые окна с витражами, изобилие монументальной скульптуры.

Идеи Ренессанса (гуманизм, интерес к Античности) воплощены в палаццо (домах-дворцах с симметричными фасадом и внутренним двором) и избегающем симметрии стиле барокко. Богато декорированные лепниной храмы и дворцово-парковые ансамбли состоят из разных по высоте и плану помещений, связаны с окружающим пространством (собор и площадь св. Петра а Риме), украшены живописью и скульптурой, созданными для конкретных интерьеров и приобретшими статус «свободных художеств».

Христианское искусство и искусство Византии складывалось прямо на античной основе. Его влияние на страны юга и востока Европы, Грузию и Армению огромно. Ему присущи: индивидуализм, почитание императора, условность и следование канону, сознательное ограждение от иноземных влияний. В архитектуре доминируют купольные базилики и крестово-купольные храмы с мозаиками и фресками внутри и с узорной кладкой, «изразцами» снаружи.

Ареал арабского искусства - мусульманский мир и сопредельные территории. Оно развивалось во взаимодействии с искусством покорённых народов. Его языком стал арабский язык, а основой - поэзия бедуинов рифмованная проза. Сооружения арабской архитектуры: крытые рынки, караван-сараи; медресе, купольные мечети и мавзолеи из кирпича, с использованием в облицовке керамической резной мозаики; дворцы и замки ( Альгамбра в Гранаде и др.). Их украшали резьбой, инкрустацией, цветной глазурью и позолотой. Запрет на изображение живых существ стимулировал развитие арабески и орнамента.

Искусство Юго-Восточной Азии развивалось под воздействием индуизма, буддизма, даосизма, конфуцианства. В Китае при сдаче экзамена на занятие государственной должности требовалось выразить мысли в совершенной литературной форме.

Для архитектуры Китая характерны: скальные монастыри, мемориальные пагоды и наземные храмы; дворцы и фортификационные сооружения( Запретный город и Храм Неба а Пекине и др.); вписанность в ландшафт. Сохранились также настенные росписи храмов.

Искусство Японии развивалось по китайским образцам, в 10-11 вв. появилась категория моноаварэ («печальное очарование вещей»). В архитектуре достигли совершенства деревянные каркасные конструкции жилищ. Синтоистские святилища воспроизводили форму древних амбаров, садово-парковое искусство (храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи,14-15 вв.)

Основа единства искусства Индии -культурные связи её народов. Её архитектура многобразна и пластична: ступы, скальные храмы и монастыри (Аджанта) и др. В их убранстве доминировала скульптура (статуи Будды и др.). После завоевания северной Индии мусульманами появились мечети, минареты, медресе, мавзолеи и прекратилось развитие скульптуры и живописи( из-за запрета изображать живые существа). Великих Моголов империи (с 16 в.) сложился классический тип центрально-купольного мавзолея (Тадж-Махал). Влияние искусства Индии испытывала вся Юго-Восточная Азия.

Искусство индейцев Северной Америки вместе с их носителями оказалось в резервациях, центральной и Южной Америки -пострадало в ходе Конкисты, а затем стало основой современного народного искусства. Под влиянием барокко Испании и Португалии и традиций доколониального периода здесь сформировалась своеобразная архитектура.


Архитектура Японии 13-16 вв


Большое влияние на архитектуру этого времени оказало применение при реставрации монастырей, например такого, как Тодайдзи, новых, заимствованных из Китая строительных и конструктивных приемов: радиальное расположение балок, дополнительных кронштейнов и др. В это же время в Японии получают распространение новые архитектурные стили, завезенные с континента. Один из них, так называемый «китайский стиль» (кара-ё), был связан с буддийской сектой Дзэн, которая стала в 14 в. основывать свои монастыри. Отличительной чертой планировки этих монастырей явилось расположение центральных зданий на одной оси. Архитектурный облик храмов дзэнских монастырей тоже значительно отличался от внешнего вида построек Нара и Хэйана. Так, например, Сяридэн (Храм священных останков Будды) монастыря Знгакудзи, строительство которого было завершено в 1282 г., представляет одноэтажное деревянное здание с высокой соломенной кровлей. Упрощенный архитектурный облик постройки сочетается с декоративными деталями, украшающими фасад храма.

Китайский стиль внес известные изменения и в конструкцию зданий. Так, например, кронштейны располагались не только на концах подпор, но и на стене в промежутках между ними. Они явились дополнительными поддерживающими карниз элементами и вместе с тем, заполняя всю верхнюю часть стены, получили вид своеобразного орнамента, опоясывающего здание. Характерной чертой «китайского стиля» является также сильный изгиб крыши, который легко достигался благодаря особому радиальному расположению стропил. Изменилась форма оконного проема, который получил дугообразную верхнюю часть и стал декоративно оформляться. Важным нововведением, внесенным «китайским стилем» в японскую архитектуру, была орнаментация деталей конструкции. Сначала орнамент вырезался на балочных окончаниях и кронштейнах, а затем - в 16 -17 вв.- тенденция орнаментации и декоративного оформления фасада привела к созданию пышного декоративного стиля.

В 13-15 вв. весьма серьезные изменения претерпела синтоистская храмовая архитектура. Сущность этих изменений заключалась во все большем сближении конструкций синтоистских и буддийских построек. Синтоистские храмы начинают строиться больших размеров, подражая обширным зданиям буддийских монастырей. В их конструкцию были перенесены основные элементы буддийских -построек, как, например, система кронштейнов. В противоположность понятию «китайского стиля» в это время появился термин пае, обозначающий «японский стиль». Понятие «японский стиль» прежде всего относилось к постройкам Нара и Хэйана. В 13 -14 вв. постройки «японского стиля» представляли в основном точные копии зданий Нара и Хэйана с привнесением небольших конструктивных и декоративных новшеств. К числу зданий «японского стиля», сооруженных в период Камакура, относятся Северный восьмиугольный храм, Кондо монастыря Кофу-кудзи, Кондо монастыря Чодзудзи и некоторые другие.

Таким образом, храмовое строительство 13-14 вв. развивалось под непосредственным влиянием ранней национальной архитектуры и заимствований из Китая. На этой основе в конце 14 в. был создан «комбинированный стиль», ставший наиболее характерным и для буддийских храмов последующего времени. Примером храмовой постройки в «комбинированном стиле» может служить главный храм монастыря Кансиндзи. Сам монастырь Кансиндзи был основан в 836 г., но его главный храм был перестроен около 1375 г.

Полтора столетия господства существенно изменили характер и мировоззрение военно-феодального класса. Если самураи Камакура презирали роскошь быта хэйанских дворцов, то теперь сегуны Асикага большое внимание уделяли строительству великолепных загородных вилл, положивших начало развитию нового стиля светской архитектуры. С этого времени храмовое строительство начинает терять свое первенствующее значение в развитии японской архитектуры. Классические традиции Нара и ХэНана продолжали развиваться в светском строительстве, создавшем замечательные образцы национального зодчества. До наших дней сохранились два знаменитых дворца 14--15 вв., расположенных вблизи Хэйана, получившего название Киото и ставшего снова местом пребывания правительства. Один из них, Кинкакудзи (Золотой павильон)(В настоящее время заново отстроен после пожара в 1950 г.), был построен в конце 14 столетия как вилла сегуна Асикага Ёсимицу, а затем, после его смерти, превращен в буддийский храм, вошедший в число построек монастыря Рокуондзи. Золотой павильон представляет деревянное трехэтажное строение с двумя слегка загнутыми крышами. Все три этажа дворца окружены с четырех сторон открытыми верандами. Стройные подпоры поддерживают веранду второго этажа и нависающие над ней выносы кровли. Первые два этажа построены в стиле синдэн, то есть традиционной дворцовой архитектуры. Третий, изолированный от двух первых выносами средней крыши, близок архитектуре дзэиских монастырей. Такое построение соответствовало назначению каждого этажа: первый располагал жилыми помещениями, второй предназначался для занятий музыкой и поэзией, третий - для молитв. Золотой павильон расположен на берегу пруда, его широкие обходы в виде открытых галерей, стройные подпоры, линии крыши, особо организованное пространство сада - все предполагало полную гармонию архитектуры и окружающей среды. Крыши дворца были покрыты листовым золотом, откуда и произошло его название. В целом дворец представляет ясную, легкую и стройную конструкцию, построенную в основном на четких прямых линиях.

Почти сто лет спустя, в 1480 г., другой сегун, Асикага Ёсимаса, в восточной части столицы построил дворец, названный по аналогии с первым Гипка-кудзи (Серебряным павильоном) и, так же как первый, после смерти сегуна ставший буддийским монастырем. Серебряный павильон - следующий шаг в развитии японской дворцовой архитектуры. Это двухэтажное здание, крытое четырехскатной крышей и имеющее широкие выносы карнизов, разделяющие первый и второй этажи. Первый этаж Серебряного павильона во многом отличен от конструкции первого этажа дворца Асикага Ёсимицу. Он не имеет открытой веранды, которая в Золотом павильоне являлась промежуточным звеном между интерьером и окружающим пространством. В японской деревянной архитектуре основными несущими частями являются столбы. Поэтому стена не имела тектонического значения и проемы между столбами можно было делать любой величины. Благодаря особому устройству раздвижных стен внутреннее помещение Серебряного павильона могло быть непосредственно открыто прямо в сад. Стены Серебряного павильона представляют собой раздвижные двери, состоящие из двух частей: нижней сплошной деревянной и верхней - решетчатой рамы с наклеенной на нее тонкой белой бумагой. Такие стены могли быть широко раздвинуты, и тогда внутреннее пространство становилось естественным продолжением окружающего его сада. Объединение интерьера с окружающим пространством природы стало одной из главных проблем японской архитектуры этого и последующего времени.

Со строительством нового типа построек было связано в 15 -16 вв. и развитие японского садового искусства. Сад Серебряного павильона не сохранился. Однако известно, что он был создан по принципам прославленного мастера садового искусства Мусо Кокуси. Иод влиянием мировоззрения секты Дзэн в парковой архитектуре 15-16 вв. произошли многие изменения. Сады разбивались значительно меньших размеров. Они должны были создавать обстановку тихого уединения, располагающую к самоуглублению и созерцанию. Бурному потоку водопада предпочитали спокойную стоячую воду пруда с плавающими на поверхности листьями и цветами; многочисленным сменам пейзажей, которые с каждым новым поворотом дорожки открывали хэйанские парки,- естественную красоту уединенного сада. Декоративно изогнутые мосты, перекинутые через водоемы, сменились уложенными в ряд большими плоскими камнями. Большое распространение в это время получили так называемые сады четырех времен года

В конце 15 вв. развивается новый тип символического сада, так называемые сухие сады. Такие сады предназначались только для созерцания с веранды дома. Сад, окруженный с трех сторон стеной, был покрыт песком или мелкой галькой, на которой располагали камни различной формы и окраски, а между камнями мох - все это должно было символизировать картину гор и воды. Некоторые «сухие сады» сохранились до наших дней почти неизмененными. Один из них приписывают знаменитому художнику 15 в. Соами.

Здание Тогудо (1486), которое, подобно Серебряному павильону, входило в число сооружений обширного архитектурного комплекса, может служить наиболее ранним примером построек подобного рода. Чайная комната Тогудо легла в основу оформления интерьеров этого особого вида японской архитектуры, стиль которой окончательно сформировался в 16 в.

В числе отличительных черт жилого дома этого времени следует отметить также обязательное покрытие деревянного пола циновками (татами)(Размер татами служил своеобразным модулем в строительстве зданий, что является существенной особенностью японской архитектуры.) и вделанную в стену особую полку - сёин, давшую название новому стилю светской архитектуры-«стилю сёин».

Особенно интенсивным строительством отмечены 16-17 столетия, когда были созданы грандиозные дворцово-парковые ансамбли. Стиль сёин явился наиболее полным воплощением тех особенностей быта, жизни, культуры, художественных представлений, которые отличали последнее столетие эпохи зрелого феодализма. В постройках этого времени нет ни особой изысканности хэйанских дворцов, ни подчеркнутой строгости архитектуры 13 -15 вв.

В 1620 г. к западу от Киото, вдоль реки Кацура, началось строительство одного из самых обширных дворцово-парковых ансамблей 17 в. Строительство императорского дворца Кацура, продолжавшееся несколько десятилетий, можно рассматривать как заключительный этап в истории японской средневековой архитектуры. В многочисленных постройках ансамбля, в парке с озерами и прудами сочетаются архитектурные приемы и стилистические особенности дворцов периода Хэйан и дворцов эпохи зрелого феодализма. Ансамбль Кацура с его просторами, свободными интерьерами, подвижные стены которых могут быть раздвинуты, создавая перспективу, уходящую в сад,- представляет классический образец японской дворцовой архитектуры. Конец 16- начало 17 в. отмечен также строительством многочисленных замков. Они возводились во многих частях Японии и служили резиденцией феодалов. Замки становились местными политическими и экономическими центрами, вокруг которых вырастали города. Наиболее известные - сооруженные в 1608 - 1609 гг. замок Химэдзи и несколько лет спустя замок Нагоя, укрепленные толстыми каменными стенами. Возведение мощных крепостных стен было связано с появлением огнестрельного оружия, завезенного в середине 16 в. португальцами, которые были первыми из европейцев, проникших в Японию.


Архитектура Европы


В 13-16 века в Европе господствовал готический стиль - художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.

Готика до сих пор ассоциируется главным образом с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.

Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140 - 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания - крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену.


Раннее возрождение


Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446).

В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах - расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Этих постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Дворец дожей в Венеции.

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся, в основном , во Флоренции; среди них - элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло, дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.


Высокое Возрождение


Основные памятники итальянской архитектуры этого времени - светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей, дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. (Галерея Уффици, вид в сторону площади Синьории, Флоренция.)

Представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), строго следовавшего в возведении зданий классическим принципам. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм; его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века.

Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.

Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI века.

Главными представителями архитектуры этого времени были Бароцци Виньола, построивший церковь иезуитов в Риме, замок Капрарола в Витербо, дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступила через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании - дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии - часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.


Позднее Возрождение


В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475-1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» - пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.

Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, инкрустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.


Характеристика архитектуры Возрождения


Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

План зданий.

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти - Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

Фасад

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады как правило размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-62), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.

Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой - балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451) с тремя поэтажными рядами пилястров.


Архитектура Америки в 13-16 века


Очевидно сходство регулярной в основном планировки майяских, ацтекских и инкских городов при единстве их функциональной роли - центров (главным образом административно-культовых) прилегающих сельскохозяйственных районов с прямоугольной сеткой улиц, обычно ориентированных по странам света. Как правило, подчеркнуто парадны, подчинены по своей композиции ритмам Церемониальных шествий и потому неторопливо развернуты в пространстве храмовые комплексы с пирамидами и лестницами площадками для ритуальной игры в мяч, «общественными» зданиями на высоких насыпных платформах. Даже в горной местности, например в Мачу-Пикчу и в Тикале, скалы обрабатывались наподобие пирамид или последние возводились на вершинах холмов

Формы пирамид, конструкции, образный характер колоннад и рисунок некоторых эмблем показывают возможность культурных контактов доколумбовой Америки с цивилизациями Средиземноморья, Дальнего Востока и островов Океании, но целый ряд особенностей строительной техники индейцев - отсутствие колеса, истинно сводчатых и арочных конструкций, а также запаздывание во времени - говорит о замкнутости зодчества древней Америки.

Внешний облик построек во многом унифицировался и едиными методами строительства - ложные своды из горизонтально уложенных с напуском каменных плит, массивные стены и столбы, по-видимому, отражавшие неосознанный учет высокой сейсмичности. Единой была и синтетичноость образного мышления зодчих, возможно , несколько менее активная в империи инков. От Ворот Солнца в Тиауанако до пирамид Теотиуакана поверхности стен обильно (подчас сплошь) покрывались скульптурой или орнаментальной резьбой, причем сходство многих мотивов удивительно. Широко применялась и круглая монументальная скульптура. Внутри и снаружи сооружения расписывались яркими красками, отделывались рельефными металлическими, часто золотыми, листами.

Еще более схожи между собой по своим планировочным, конструктивным и образным характеристикам жилые постройки индейцев тропиков, отличия между отдельными типами которых почти однозначно определяются или природными особенностями (например, свайные дома на подтапливаемых побережьях), или имевшимися в наличии строительными материалами - разными породами деревьев и особенно видами покрытий (солома, пальмовые листья, ветки и т. д.).

Новый этап интеграции зодчества теперь уже Латинской Америки наступил в результате конкисты. За целенаправленным тотальным уничтожением индейской культуры и ее материального носителя и воплощения - архитектуры последовала почти не имевшая по своему объему равных во всей предшествовавшей истории строительства программа сооружения церквей, крепостей, дворцов, поместий, городов. Через сто лет после начала конкисты только в испанских колониях было построено 70 тыс. церквей и 5 тыс. монастырей, были основаны, запроектированы в соответствии со специальными инструкциями, входившими в состав «Законов для Индий», и построены сотни городов. Жестко прямоугольная сетка колониальных городов, несмотря на совершенно иное происхождение, своеобразно развивала традиции торжественно-церемониальных ансамблей городов доколумбовых цивилизаций.

Многие здания, церкви и целые города (Мехико, Куско, Кито) были возведены на руинах индейских сооружений, но это была уже новая, инородная для аборигенов архитектура. Строительство велось по канонизированным европейским образцам, как правило, подневольным трудом индейцев под руководством мастеров с Пиренейского полуострова: испанцев и португальцев, представителей хотя и во многом различной, но близкой культуры. К тому же зодчество Испании и Португалии проходило в XVI-XVIII вв. сходные стадии развития.

Унификация объемно-пространственной структуры и облика церквей, а также градостроительных приемов в испанских колониях была программной и обеспечила стилевое единство архитектуры от Аризоны до Патагонии. Единообразны были и типы гражданских зданий, в первую очередь помещичьих домов в асьендах, ранчо, хато, фазендах, а также и городских жилых домов с внутренними двориками - патио. Впрочем, этот тип жилого дома в Бразилии почти не встречался, что отражало, возможно, обычаи метрополии. «Собраду» (особняки) в бразильских городах обычно выходили на улицу узким фасадом, за которым размещались главные парадные помещения, а в глубь застройки уходили более интимные комнаты, расположенные анфиладой или как бы нанизанные на длинный, иногда изломанный в плане коридор.


Архитектура России в 13-16 века


Новгородско-Псковская архитектура (конец XII-XVI вв.)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице - один из выдающихся памятников Новгорода времен феодальной раздробленности.

Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви - это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Поганкины палаты в Пскове

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582-1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671-1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, высотой в два метра, сложены из камней.


Архитектура Московского княжества (XIV-XVI вв.)


Успенский собор Московского Кремля

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде - один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

Грановитая палата

Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484-1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505-1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений - укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.


Архитектура Русского царства (XVI в.)


Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598)

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585).


Заключение


Архитектура и искусство в 13-16 вв. развивались в рамках разных цивилизаций, под влиянием местных традиций и заимствований, изменений в духовной сфере и материальном производстве. Менялись их виды и жанров, усложнялась структура. Живопись и пластика по-прежнему были органично слиты с архитектурой, декоративно прикладным искусством, материальной культурой. Войны требовали строительства фортификационных (замки, крепости и др.), а религиозное мировоззрение - культовых сооружений. В городах у стен укреплённых центров росли жилые кварталы.


Литература


1. О.Шуази. Всеобщая история архитектуры. Москва, ЭКСМО, 2010. -703 с.

. Н.В. Бирюкова. История Архитектуры

. Ф. Банистер. История архитектуры, составленная по сравнительному методу.Выпуск 2. Средневековая архитектура. 2-е изд.,пересмотр.- Спб. б.и.,1913, -336 с.

. Ф. Банистер. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Выпуск 3. Архитектура Возрождения в Западной Европе и архитектурные стили Востока. 2-е изд., пересмотр.-Спб. б.и., 1914. -361 с.

5. <http://www.history-names.ru/>


Теги: Архитектура XIII-XVI веков  Реферат  Строительство