Анализ архитектурного памятника Нотр-Дам де Пари

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет транспорта

Факультет: " Промышленное и гражданское строительство"

Кафедра: "Архитектура"

Дисциплина: "Архитектурная композиция"


Расчетно-графическая работа


Выполнила: студентка гр. ПА-32 Кузнецова Н.А.

Проверил: преподаватель Бодяко О.А.


Гомель 2011

Содержание


Исторические и географические условия формирования изучаемого объекта

Анализ конструктивных и тектонических систем

Анализ соразмерностей и пропорций

Анализ метроритмических закономерностей

Анализ масштаба и масштабности

Заключение

Исторические и географические условия формирования изучаемого объекта


НОТР-ДАМ (франц. Notre-Dame - "Наша Госпожа") - французское прозвание Богоматери. Культ Богоматери стал приобретать важное значение во Франции в XII-XIII вв. В XII веке Бернар Каервоский интерпретировал ветхозаветную "Песнь Песней" как аллегорию "божественной невесты", прославляющую Деву Марию - "Новую Еву". Статуэтки из слоновой кости, украшенные позолотой, изображали Мадонну с Младенцем на троне как невесту, "Прекрасную Даму". Средневековая рыцарская поэзия, куртуазные сюжеты и культ женщины соединялись с религиозными представлениями, и в результате сложилось, характерное в первую очередь для средневековой Франции, нежное отношение к образу Мадонны как земной матери и одновременно - прекрасной даме. Именно тогда ее стали величать: "Notre-Dame" - "Родная, Прекрасная Госпожа, или Наша Жена". Это определение встречается в куртуазной поэзии, любовной лирике, песнях трубадуров. Капеллы, церкви, соборы во многих городах Франции посвящались Богоматери и получали название Нотр-Дам: в Амьене, Лат, Клермон-Ферране, Париже, Пуатье, Реймсе, Санлисе, Страсбурге, Шартре.10 февраля 1638 года король Людовик XIII торжественно посвятил государство франков Деве Марии. Это событие известно в истории под названием "Обет Людовика XIII". В тексте присяги король отдал под покровительство Богоматери - "Прекрасной Госпожи" - свой народ, корону и государство.

В самом сердце Парижа, на восточной части острова Сите, величественно возвышается жемчужина французской готической архитектуры - кафедральный собор Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) - Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) поражает своей красотой и изяществом.

архитектурный памятник готический париж

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 г. и продолжалось 167 лет, вплоть до 1330 года. Никому из первых двух поколений строителей не посчастливилось увидеть собор в законченном виде. Инициатором строительства был парижский епископ Морис де Сюлли.

Строительство, продолжавшееся в общей сложности около двух веков, было начато в 1163 году епископом Морисом де Сюлли на святой земле, где ранее располагалась церковь, построенная еще римлянами, а затем и христианская базилика. Епископ де Сюлли потратил на возведение Собора значительную часть как своего состояния, так и своей жизни.

По завершению строительства, величественный собор Нотр-Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и пышных национальных похорон. Во время Французской революции в 1790-х годах Нотр-Дам де Пари, как и большинство других религиозных и монархических символов страны, сильно пострадал. Так, например, ошибочно принятые за образы королей Франции, были буквально обезглавлены каменные изваяния библейских королей Иудеи (некоторе число пострадавших от вандализма элементов статуй были найдены только XX-м веке).

Реставрация находившегося в крайне плачевном состоянии собора началась только в 1845 под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка и продлилась более двадцати лет. За это время помимо воссоздания первоначального облика собора архитектором был возведен готический шпиль и создана Галерея Химер с поражающим и воображение статуями и образами несуществующих птиц, демонов и монстров.

В это же время перед фасадом собора были снесены все постройки и разбита площадь, с которой очень удобно рассматривать украшения Нотр-Дам-де-Пари. Ведь высота башен достигает 69 метров, а главный неф простирается на 130 метров в длину.

Будучи построенным во времена, когда большую часть населения страны никак нельзя было назвать хорошо образованной, а история религии передавалась буквально из уст в уста, Нотр-Дам де Пари излагает эпизоды и события Библии в своих порталах, картинах и витражах. Настенной живописи, как впрочем и в других готических храмах, здесь нет, а единственным источником цвета и красок являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Свет, проходя сквозь эти "стеклянные картины", приобретал загадочный цвет, вызывая у верующих священный трепет.

Одну из самых красивых смотровых площадок в Париже, находящейся в южной башне Собора, от земли отделяют 402 ступени. Если погодные условия или настроение не благоприятствуют подниматься так высоко, поднимитесь на балкон 1-го уровня - Галерею Химер - всего 255 ступеней по каменной винтовой лестнице.

На площади у подножия Собора обратите внимание на бронзовую звезду "нулевого километра" (kilometre zero) - с XVII века начало всех дорог Франции. Такую же символичную отметку Вы найдете и в Москве на небольшом "пятачке" между Манежной и Красной площадью. Нотр-Дам де Пари - третья по популярности достопримечательность Парижа - ежегодно привлекает около 12 миллионов туристов.

После длительного планирования, в ходе которого, возможно, перестраивались некоторые части старого собора, наконец состоялась официальная церемония, на которой папа Александр 3 заложил первый камень в основание совершенно нового здания - здания, которое в определенном смысле можно считать прототипом готического собора как такового. Это не означает, что Нотр-Дам-де-Пари был первым собором, построенным в готическом стиле (соборы в Сансе и Санлисе появились раньше); но именно здесь впервые была предпринята попытка сконструировать монументальное здание, которое явилось бы характерным образцом нового стиля, но в то же время обладало бы неповторимой индивидуальностью. При размерах 130 м в длину на 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходит по масштабам большинство других готических соборов. Неудивительно, что для реализации этого проекта пришлось изменить планы застройки целого района! Но поскольку речь шла о столичном соборе, расположенном поблизости от резиденции быстро набиравших силу королей, все это не воспринималось как излишества.


Анализ конструктивных и тектонических систем


Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Прежде такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких, как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одного этого достаточно, чтобы поставить Нотр-Дам в привилегированное положение, особенно учитывая то, что и позже готические соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях. Разделенные пополам продольными рядами гигантских колонн, эти двойные нефы в апсиде переходят в двойной деамбулаторий. Проблему деамбулатория, состоящую в том, что радиус его в восточной точке вынужденно оказывается шире, чем в местах соприкосновения с боковыми нефами, решили посредством удвоения числа колонн и установки треугольных сводов вплотную друг к другу. В результате обход Нотр-Дам может по праву гордиться своей правильной формой. Единый ритм во всем пространстве интерьера и гармония между прямыми и округлыми линиями хора сохраняются также благодаря тому, что аркады центрального нефа оснащены единообразными колоннами, как в Сен-Жермен-де-Пре. Это тем более поразительно, что в центральном нефе Нотр-Дам использованы шестилопастные своды: ведь во всех прочих соборах для поддержки таких сводов применялось чередование массивных опор с более тонкими, в соответствии с тем, сколько нервюр сходилось в точке. Над главными колоннами центрального нефа Нотр-Дам поднимаются столь же единообразные пучки тонких пилястров. В каждом пучке - по три пилястра, вне зависимости от профиля свода в точке его пересечения с опорами. Это несоответствие маскируется тем же способом, который был использован в западной части апсиды хора Сен-Жермен-де-Пре: на один пучок пилястров приходится две подпружные нервюры и одна поперечная, на следующий - две диагональные и одна поперечная, а также две скрытые из виду подпружные нервюры и так далее. Только так можно было выстроить ряд абсолютно единообразных арок, галерей и окон и достичь наивысшей элегантности в пропорциях. Огромные лопасти шестичастных сводов - гораздо более крупные, чем слишком тесно прилегающие друг к другу секции четырехлопастного свода, - гармонируют с обширными плоскостями стен. Иными словами, создатели Нотр-Дам не старались полностью разомкнуть поверхность стены (как это было сделано в южном трансепте Суасонского собора), но стремились к эффектному контрасту между зримо тонкой и плоской стеной, с одной стороны, и изящными пилястрами (без валиков) и нервюрами сводов - с другой. Первоначально этот прием производил еще более сильное впечатление, так как плоскость стены над галереей была обширнее и ее прерывали только окна-розы с довольно скромными по размерам проемами. Однако такая конструкция не сохранилась, поскольку в соборе было слишком темно. Уже в 13 веке проемы окон были расширены, а в 19 веке Виолле-ле-Дюк произвел перепланировку окон, примыкающих к средокрестию. В ходе одной из реконструкций в контрастную систему стен и опор центрального нефа Нотр-Дам были внесены некоторые изменения. Теперь пролеты галерей разделены на три части, а боковые стены галерей поддерживаются не круглыми колоннами, а плоскими пилястрами. Эти опоры контрастируют с пилястрами центрального нефа (более тонкими, чем даже пилястры хора) - высокими монолитными стойками, уже не сливающимися со стеной, как первоначально. Тема плоской поверхности стены повторяется и на западном фасаде Нотр-Дам. Поскольку башни здесь в отличие от башен Ланского собора венчают двойные боковые нефы, они шире и устойчивее.




Рис.1. Конструктивная схема 7.


Собор Нотр-Дам де Пари, строительство которого началось между 1150 и 1155 гг., был задуман как самое высокое сооружение готической архитектуры. Его сводчатые потолки возвышаются на 33 м, что на 8 м превышает высоту потолков готических предшественников собора. Увеличение высоты строения примерно на одну треть в сравнении с предшествующими зданиями было рекордным за всю эпоху. Однако конфигурация хоров собора, т.е. его восточной (алтарной) части, построенной в первую очередь, была по существу той же, что и в небольших церквах. Распор от внутренних сводов на часть стены, включающую верхний ряд окон, уравновешивался только каменной четвертной аркой, скрытой под наклонной крышей примыкающей галереи. Тем не менее, проектируя несколько расширенный неф, более светлый и открытый, парижские строители, очевидно, пришли к выводу, что скрытые четвертные арки недостаточно прочны для поддержания верхнего ряда окон. Увеличение ширины не означало, что распор от сводов будет превышать распор на хорах. Еще важнее было то, что при строительстве хоров мастера

План собора столкнулись с новой проблемой, в решении которой опыт строительства более низких церквей им помочь не мог. Проблема эта состояла в том, что скорость ветра значительно возрастает с высотой. Поэтому большим ветровым нагрузкам подвержены высокие здания, поскольку давление ветра, как нам сейчас известно, пропорционально квадрату его скорости. Именно соображение о ветровых нагрузках, по нашему мнению, привело строителей нефа парижского собора к введению незадолго до 1180 г. такого элемента конструкции, как аркбутан. Несмотря на свою конструктивную аналогичность скрытой четвертной арке, аркбутан был открытым и поддерживал стену на более высоком уровне.

Менее чем за два десятилетия аркбутаны стали характерной особенностью зданий готического стиля. Вопросы, связанные с возникновением и распространением таких технических новшеств в Средние века, давно интересуют историков. Проведенный нами структурный анализ ряда средневековых сооружений показал, что их строители учитывали конструктивные особенности уже имеющихся зданий, подобно тому как нынешний инженер опирается на опыт современного строительства. Например, обнаружение трещины в кладке на известковом растворе часто приводило к изменениям конструкции, что, несомненно, служило важным источником новых решений по повышению прочности здания.

Более того, опыт сооружения одного здания использовался при строительстве другого; тем самым ранее построенное здание выполняло роль образца. Выполненный нами анализ конструкции собора Нотр-Дам де Пари и его влияния на архитектуру показывает, что средневековые зодчие быстро перенимали друг у друга опыт при строительстве различных зданий. Это можно показать на примере быстрого внедрения такого новшества, как аркбутан. Строителям более поздних соборов, например, в Шартре и Бурже, были, по-видимому, известны слабые места в системе контрфорсов собора Нотр-Дам де Пари, и они старались избежать их в своих собственных проектах.

В позднее Средневековье происходит значительное развитие ткацкого производства и расширение торговли, что привело к росту городов и небывалому расцвету строительства, изменившему облик Западной Европы. В северной Франции практически каждая деревня и каждый город хранят свидетельства об успехах готического стиля. К сожалению, сохранилось очень мало письменных документов с описанием работы готических строителей XII в. Большая часть этих документов представляет собой лишь описание нового здания и одобрительные отзывы неспециалистов - обычно заказчиков.

Примером может служить потребовавшая мучительных усилий, но так и оставшаяся незавершенной работа аббата Сугерия, в которой он описывает только что построенное (1130 г.) здание церкви аббатства Сен-Дени, близ Парижа, - первый пример готического стиля. Еще один уникальный документ - хроника перестройки Кентер-берийского собора, которую год за годом вел монах Гервазий с 1174 по 1184 гг. Ни в одном из этих текстов, однако, не говорится о каких-либо технических новшествах или о том, как строители различных сооружений перенимали друг у друга опыт. Не сохранились также и архитектурные чертежи XII столетия, если только они вообще существовали. Самое раннее свидетельство использования чертежей датируется примерно 1225 г. Это время характеризуется началом сокращения строительства в готическом стиле.

В отсутствие документов приемы строительства в готическую эпоху могут быть наилучшим образом описаны путем исследования самих зданий. Один из подходов к подобному исследованию - археологический. Отмечая мельчайшие изменения в конструкции и декоративном оформлении собора, можно определить порядок, в котором строились отдельные его части, и восстановить важнейшие этапы строительства. В отдельных случаях последовательность строительства может быть установлена почти с точностью до года, как это сделал австралийский архитектор Дж. Джеймс при исследовании собора в Шартре. Благодаря систематическим археологическим исследованиям целой серии сооружений мы получили возможность проследить деятельность отдельных мастеров, принимавших участие в строительстве различных зданий и передававших свой опыт. Почерк этих мастеров прослеживается в конструктивных и декоративных особенностях средневековых сооружений.


Анализ соразмерностей и пропорций


В композиции западного фасада собора Парижской Богоматери характерна уравновешенность горизонталей и вертикалей (фасад вписывается в квадрат), а башни имеют горизонтальное завершение. Это сближает постройку с романским стилем, который ощущается также в интерьере, в его пропорциях и колоннах нижнего яруса аркад. В то же время большая роза, перспективные порталы, стремительные аркбутаны и шпиль над средокрестием, поднимающийся на высоту 90 м, свидетельствуют о готическом стиле. Пятинефная базилика имеет 130 м в длину, 48 м в ширину и 35 м в высоту (до замка свода). Храм вмещает более девяти тысяч человек (все население средневекового Парижа). В 1793 году во время революции собор намеревались снести.

Если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи. Человеческая плоть презиралась христианской религией, и в пропорциях готики господствует холодная геометрия. Треугольники и квадраты - простейшие геометрические фигуры - вот основа готических пропорций; триангулирование и квадрирование - вот методы достижения гармонии в готике. Но ведь и чистая геометрия прекрасна, и она смогла стать теоретической базой готической архитектуры, которая, по словам Гоголя, "есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека".

Показательны строки из завещания сыну немецкого мастера Лоренца Лахера, написанного в 1516 г.: "Впиши один в другой три квадрата - и ты получишь длину и ширину, это та единая основа, к которой сводятся почти все необходимые нам чертежи".

Среди сторонников системы триангулирования также велись споры относительно того, из каких треугольников должна состоять пропорциональная сетка готического собора: равносторонних, "египетских" и т.д. Мы не будем углубляться в эти теоретические премудрости, а только заметим, что и сторонники системы "ад триангулам", и приверженцы схемы "ад квадратум" оставили потомкам первоклассные архитектурные памятники. В качестве примера укажем на две жемчужины французской столицы: королевскую капеллу Сен Шапель (1243-1248) и знаменитый Нотр-Дам де Пари - собор Парижской Богоматери (1163-1257).

Собор Парижской Богоматери - самый величественный и самый популярный памятник ранней готики.

В гордой размеренности западного фасада собора горизонтальные линии еще соперничают с вертикальными. Еще не исчезла стена фасада (ведь это только начало готики), но она уже приобрела легкость и даже прозрачность. Как показал французский историк архитектуры Огюст Шуази, пропорциональную основу западного фасада собора Нотр-Дам составляет квадрат, а высота башен фасада равна половине стороны этого квадрата.


Но чем внимательней, твердыняDame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: "Из тяжести

недоброй

И я когда-нибудь прекрасное

создам. " (О. Мандельштам)

Анализ метроритмических закономерностей


Нельзя не оценить мощи и благородства готических сооружений, их строгого величия. Интерьеры этих сооружений отличаются динамизмом и экспрессией, соответствием философским и эстетическим идеалам своего времени.


Рис. 2. Эволюция интерьера готического храма.1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери).2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе).3. Поздняя готика. Англия ("украшенный стиль"; аббатство Гисборо).4. "Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).


Сравнение сохранившихся голов статуй правого и центрального порталов западного фасада Парижского собора особенно поразительно. Голова Давида правого портала была создана мастером, еще находящимся в плену романских методов трактовки формы, но уже ощутившим богатейшие психологические возможности пластики. Романская фронтальность, массивность форм, орнаментальная разработка черт соединяются с тенденциями к смягченной моделировке лица и его внутреннему одухотворению. Голова апостола, по-видимому, с центрального портала западного фасада собора, выражает новое художественное мировосприятие. Романская графическая и орнаментальная разработка формы уступила место богатой живописно-пластической характеристике. Тонкая пластическая моделировка лица, благородство пропорций головы с высоким лбом, естественная и изящная свободная пластическая трактовка волос и бороды сближают это произведение с работами классифицирующего направления в готической скульптуре, развивающегося в первой половине XIII века. Внутренняя значительность образа, ореол глубокой сосредоточенности соответствуют общему духу той "строгой классики", того сдержанного одухотворенного благородства, которыми отмечена скульптура портала, и ставят его в число лучших произведений пластики начала XIII века.

Величавым покоем дышит композиция тимпана Богоматери (между 1210-1220 гг.), привлекая простотой общего рисунка, благородством поз, сдержанностью жестов, серьезностью и значительностью лиц, элегантностью легких драпировок. Дух размеренного, сдержанного величия, благородного равновесия и достоинства господствует в сохранившейся до наших дней скульптуре западного фасада. Скульптурное оформление северного и южного фасадов представляет иную картину. В северном портале, исполненном под руководством Жана де Шелля около 1250 года, движения фигур стали оживленнее и разнообразнее, изящные драпировки падают широкими складками, появилось множество подробностей и второстепенных деталей, до которых художник не снисходил ранее. Количество сцен значительно увеличилось, и тяга к подробному повествовательному рассказу, полному бытовых занимательных сцен, определилась здесь в своих основных чертах уже в 50-х годах XIII века, в то время как в другие скульптурные школы Франции она придет значительно позже, к самому концу столетия, и будет успешно развиваться на протяжении всего века. Южный портал, посвященный св. Стефану, был начат, судя по сохранившейся на его цоколе надписи, 12 февраля 1258 года при Жане де Шелле и завершен Пьером де Монтрейлем. В его скульптурном оформлении продолжает развиваться тенденция к детализованному рассказу, к натуралистичности многочисленных персонажей, сцен, ситуаций, действий и дополнительных аксессуаров, наметившаяся уже в северном портале и достигнутая скульпторами ценой утери идеального величия и монументального единства, характеризующих декорацию западного фасада.

Западный фасад собора Парижской Богоматери, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса. Нижний, портальный ярус представляет собой как бы цоколь, несущий на себе груз верхних двух ярусов. Его стена, не закрытая архитектурным декором, придает впечатление устойчивости и крепости всему сооружению. Три больших глубоких портала выявляют толщу мощной стены, сообщая ей пластичность и всему ярусу - глубокое внутреннее напряжение. Вместе с тем стрельчатые, перспективно углубленные арки порталов способствуют еще очень медленному, но определенному устремлению ввысь. Нижний ярус завершается фризообразной "галереей королей" ("Галлереей королей" называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями.), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса. Галереей и балюстрадой подчеркиваются горизонтальные членения, но одновременно они перекликаются своими колонками и вытянутыми статуями королей с вертикальными ритмами, которые все более и более усиливаются в верхних ярусах.

Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой. Над боковыми порталами - большие окна, попарно охваченные широкими и неглубокими стрельчатыми арками - архивольтами, как бы повторяющими рисунок расположенных внизу порталов; в тимпанах арок вписаны розы меньшего размера. Во втором ярусе стена акцентирована меньше, чем в нижнем: ее грузная массивность совсем не выражена. Третий ярус образован высокой сквозной и легкой галереей, которая состоит из изящно сплетенных стрельчатых арочек, вырастающих из тонких и стройных колонн. В этой галерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно. Поднимаясь еще дальше, взгляд зрителя задерживается на карнизе, но вслед за тем переключается на величавый взлет огромных стройных стрельчатых окон башен, основания которых скрыты аркадой галерей.

Фасад и башни образуют гармоничный ансамбль, вписанный в высокий прямоугольник, что в сочетании с нарастанием вертикалей от яруса к ярусу и создает впечатление устремленности ввысь. Вместе с тем каждый из ярусов, взятый в отдельности, растянут по горизонтали, и это сохраняет в архитектуре фасада спокойную силу и устойчивость. Благородные, с первого взгляда простые пропорции фасада при внимательном рассмотрении оказываются исключительно богатыми и сложными. Каждый мотив фасада при всей своей кристаллической четкости и определенности вступает в многообразные взаимодействия - конструктивные, масштабные, ритмические - со всеми остальными. Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры "галереи королей", сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789-1794 гг., были в 20-х гг. 19 в. заменены новыми по рисункам Виоле ле Дюка.), отличает этот первый шедевр французской готики.

Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250-1270). Их более стройные и изящные формы, почти полное отсутствие плоскости стены, свободная динамика вертикально развивающихся архитектурных форм и огромная ажурная роза дополняют и обогащают выразительность главного фасада. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья.).,

Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами - 35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. Интерьер, как и фасад, пронизан торжественно строгим величием, но его архитектурные ритмы еще больше устремлены ввысь, и материальная весомость ощущается в меньшей мере. Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны. Нижняя состоит из массивных и приземистых колонн-столбов, подпирающих аркады, которые отделяют центральный неф от боковых. Среднюю зону образуют арки эмпор, выходящие в центральный неф широкими проемами, близкими по форме к парным окнам второго яруса западного фасада. Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами (Первоначальные витражи 13 в. утрачены.). Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Это подчеркивается тонкими двойными полуколоннами, стремительно взлетающими от капителей нижнего яруса, между арками Эмпор и окнами, до капителей под пятами нервюрного свода. В глубине центрального нефа, пронизанного мерцающим светом витражей, находится алтарь, озаренный колеблющимися огнями бесчисленных свечей и сказочным сиянием огромных витражей алтарной части храма.


Анализ масштаба и масштабности


Сразу же отметим огромную роль скульптуры в готическом храме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм и, как каменные цветки, вырастающих вместе с ними бесчисленных изваяний - статуй или рельефов.

История возведения храма, смена руководящих работами мастеров и одновременная эволюция готического стиля ясно выражены и в скульптуре, оформляющей фасады собора Парижской Богоматери. Несколько метров, отделяющих правый портал западного фасада - портал Анны, - от центрального портала, наглядно передают путь развития готического рельефа от ранней готики к ее зрелому этапу.

Фигуры в старой части тимпана портала Анны, относящейся к 1160-ым годам, неподвижны, негибки и жестки; их пропорции коротки, складки одежд переданы графически, а рельеф плоскостей и низок, в то время как в исполненном около 1220 года тимпане "Страшного суда" в центральном портале все фигуры обрели вытянутые, благородные пропорции, изящество и стройность. Складки одежд ниспадают легко и свободно, сдержанный жест Христа полон мягкости и благоволения, нижний ярус тимпана со сценой "Воскресения из мертвых" (реставрирован в XIX веке) построен на единстве сильных и плавных движений восстающих из гробов и воспринимается как льющаяся сплошным потоком река из подымающихся тел.

Главный фасад отличается соразмерностью величавых масштабных соотношений, простотой целого. Если в зрелой готике массив фасадной стены, по существу, исчезает и конструкция выявляется мощными пилонами - контрфорсами и проёмами широких порталов и огромных окон, то в соборе Парижской Богоматери стена в известной мере сохраняет своё значение, однако она уж не играет былой определяющей роли.

Восприятие интерьера готического храма современным человеком, конечно, свободно от того опьянения мистическим экстазом, с которым были связаны Эстетические переживания людей средневековья. Нами ясно ощущаются художественная сила, красота и богатство пространственных форм и ритмов, развертывающихся, подобно многоголосой песне, то грозно торжественной, то лирически задумчивой, то сумрачной, то ликующей. Величие человеческого духа и его вдохновенного воображения составляет основу эстетического обаяния собора Парижской Богоматери и вообще всех шедевров готики. Характерно, что собор в ту эпоху являлся долгое время центром не только религиозной, но и светской жизни города. В нем читались лекции, проводились собрания представителей цехов и в тот период когда не была воздвигнута ратуша, заседания городской магистратуры.

Заключение


Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) - самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры.

Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему служит историческим символом, по-прежнему воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.

Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мы забываем, что он призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавшей при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон). Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин не только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа.


Теги: Анализ архитектурного памятника Нотр-Дам де Пари  Контрольная работа  Строительство