Cтруктура налоговой сиcтемы России

Введение

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Цель настоящей работы: дать краткую характеристику основных налогов, действующих в Российской Федерации.

Цель определила задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

- рассмотреть действующие налоги федерального уровня;

- проанализировать действующие налоги регионального уровня;

- изучить действующие налоги местного уровня.

Нормативной базой исследования послужили Налоговый кодекс РФ, Закон №2003-1 от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц», Законы Оренбургской области, Решения Оренбургского Совета и др.

Теоретической базой исследования послужили труды российских ученых в области налогообложения.


1. Краткая характеристика налогов РФ федерального уровня

Общепринятая (традиционная) система налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в действие в РФ с 1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную стоимость». НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем.

В РФ налогооблагаемая база НДС исчисляется следующим способом: на общую сумму выручки от реализации продукции начисляется налог, а затем из него вычитается сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при покупке исходных материалов, что объясняется особенностями бухгалтерского учета.

Плательщиками налога являются все юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями; филиалы (отделения) предприятий, которые самостоятельно реализуют товары; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом <#"1.files/image001.gif">Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения зависят от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на сновании данных об их инвентаризационной стоимости посостоянию на 1 января каждого года. Налоговым периодом признается календарный год.

Основанием служат Закон РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», «Положение о налоге на имущество физических лиц» (утв. Решением Оренбургского городского Совета от 24.11.2005 №386-III).


Заключение

Таким образом, в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются в соответствии с положениями НК РФ соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

В процессе исследования была дана краткая характеристика каждого из вышеперечисленных налогов, в которой определялись налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов и сборов, налоговые периоды и т.д.


Теги: Cтруктура налоговой сиcтемы России  Курсовая работа (теория)  Финансовый менеджмент, финансовая математика