Задание №1
Систематизировать в таблице представления о психодиагностических методиках, предложенных к изучению.
№ | Предмет диагностики | Название, тип, характер стимульного материала психодиагностической методики | Назначение психодиагностической методики | Источник описания |
1 | индивидуально – типологические свойства личности | 1) Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал; 2) Методика «Таблицы Шульте», таблицы с числами от 1 до 25; 3) Методика «МЛО-Адаптивность» (А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина), опросник на 149 вопросов 4) Методика психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Киллерман, Г. Конте), опросник на 97 утверждений. | 1) определение личностных особенностей; 2) определение устойчивости внимания и динамики работоспособности; 3) определение адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативные особенности, моральной нормативности; 4) определение механизмов психологической защиты. | 1) Методы психологической диагностики. — М., 1993; 2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. 3) Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. . |
2 | личностные особенности (черты личности), характерологические свойства личности | 1) Методика многофакторный опросник Кэттелла, 16 факторов; 2) Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности, тест из 75 утверждений 3) Методика Н. Шмишека, тест из 88 вопросов; 4) Методика определения типа личности С. Деллингера, геометрический тест 5 фигур; 5) Методика диагностики личности «Автопортрет», рисунок с 28 особенностями. | 1) определение особенностей характера, склонностей и интересов личности; 2) определение агрессивности; 3) опредение акцентуаций характера и темперамента; 4) определение доминирующих особенностей личности и поведения; 5) определение особенностей личности;
| 1) Методы психологической диагностики. — М., 1993; 2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. |
3 | эмоциональная сфера и психические состояния личности | 1) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, тест на 58 вопросов; 2) Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, 2 теста. 3) Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник на 84 утверждений | 1) определение уровня школьной тревожности; 2) определение тревожности личности; 3) определение уровня эмоционального выгорания. | 1) Методы психологической диагностики. — М., 1993; 2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000.
|
4 | профессиональное самоопределение | 1) Методика КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоршина); 2) Методика М. Люшера, цветовой тест, 4 основных цвета; 3) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, опросник из 20 вопросов; 4) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда, 42 пары профессий
| 1) оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации; 2) определение направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности; 3) определение типа профессии; 4) определение профессионального выбора; | 1) Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с. |
5 | самосознание (самооценка, самоотношении и пр.) | 1) Методика ЕPI (Г.Ю. Айзенк), тест на темперамент на 57 вопросов; 2) Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р.Пантилеев), 10 утверждений распределенных по 9 шкалам; 3) Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна, три шкалы; 4) Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), опросник со 100 высказываниями. 5) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев), 20 пар ситуаций. | 1) определение темперамента; 2) определение самоотношения; 3) изучение представлений о счастье; 4) определение адаптации, принятия других, самопринятия, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию; 5) определение смысла в жизни; | 1) Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб, 2000. 2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. |
6 | межличностные отношения | 1) Методика К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации, тест-опросник 2) Социометрия: исследование межличностных отношений в группе; 3) Методика диагностики межличностных отношений Лири, опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности; 4) Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, вопросник на 61 вопрос; 5) Методика оценки отношений в семье «Рисунок семьи», рисунок с 4 уровнями анализа; 6) Медика психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидлера, тест на 10 пунктов.
| 1) определение поведения в конфликтной ситуации; 2) определение межличностных отношений в группе; 3) исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах; 4) определение родительского отношения; 5) определение внутрисемейных отношений; 6) определение психологической атмосферы в коллективе; | 1) Методы психологической диагностики. — М., 1993; 2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. 3) Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М., 2000. |
7 | интеллект, умственное развитие и креативность | 1) Методы психодиагностики творческих способностей человека. Тест Торренса, 12 тестов; 2) Методика Д. Векслера 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы; 3) Методика Дж. Равена, рисунки с фигурами; 4) Тест структуры интеллекта, ТСИ (Р. Амтхауэр), 16-20 заданий. | 1) определение креативности личности; 2) определение уровня интеллектуального развития; 3) предназначена для изучения логичности мышления; 4) оценка структуры интеллекта; | 1) Основы психологии: Практикум/ Ред. сост. Л.Д. Столяренко. 2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. |
8 | ценностно-мотивационная сфера | 1) Методика «Ценностной ориентации» М. Рокича, два списка ценностей по 18 в каждом. 2) Диагностика мотивации достижения методика ТМД (А. Мехрабиан/ модификация Магомед- Эминова), опросник 2 форм – женской и мужской; 3) Методика диагностики мотивационной сферы личности ТЮФ (А. Шмелев), 100 юмористических фраз. | 1) определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к себе; 2) определение двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи; 3) определение мотивационной сферы личности; | 1) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. |
Задание № 2
Написать психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования личности с использованием 16-факторного опросника Р. Кэттелла и методики СМИЛ (адаптированный вариант методики MMPI). (Проанализировать результаты одного испытуемого по каждой из предложенных психодиагностических методик. Итого 2 заключения)
Результаты 16-факторного опросника Р. Кэттелла предлагаемые для интерпретации.
стены | А | В | С | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | Md |
Ж 8 | 4 | 5 | 7 | 8 | 8 | 4 | 5 | 4 | 7 | 1 | 5 | 5 | 1 | 7 | 6 | 2 | 4 |
Ответ:
Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Объект исследования: женщина 29 лет.
Предмет исследования: черты личности.
Метод исследования: 16-факторный опросник Р. Кэттелла.
Психологический портрет испытуемой:
1-й фактор (А) «Общительность – замкнутость.
Низкая оценка 4 свидетельствует о таких чертах характера испытуемой, как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отношении к людям.
2-й фактор (В) «Ограниченное мышление – сообразительность».
Оценка 5 свидетельствует о довольно выраженных возможностях к осмыслению нового материала, к обоснованным заключениям испытуемой.
3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».
Средняя оценка (7) свидетельствует о недостаточно высокой стабильности в поведении, в эмоциях испытуемой, она достаточно реалистична, спокойна, уживчива в основной социальной группе, однако сложные ситуации переживает достаточно тяжело.
4-й фактор (Е) «Независимость – подчиненность.
Оценка в 8 стенов свидетельствует о самоуверенности, доминантности
испытуемой. Она сама для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других.
5-й фактор (F) «Озабоченность – беспечность».
Высокая оценка в 8 стенов говорит об испытуемой как о активном, жизнерадостностном, беззаботном, импульсивном, экспрессивном и разговор-чивом человеке.
6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я – беспринципность».
Низкая оценка (4) говорит о склонности к непостоянству испытуемой. Она подвержена влиянию случая, стремиться не связывать себя правилами, изолироваться от влияния коллектива.
7-й фактор (Н) «Смелость – робость».
Низкая оценка (5 стенов) говорит о выраженной застенчивости, робости, осторожности испытуемой. Она стремится находиться в тени и большому обществу предпочитает узкий-круг близких людей.
8-й фактор (I) «Податливость – жестокость»,
Низкая оценка (4 стена) проявляется в излишней самоуверенности, субъективности, гипертрофировании испытуемой. Стремление к независимости, чопорности, скептицизму приводит иногда циничному и прагмачному отношению к людям.
9-й фактор (L) «Подозрительность – доверчивость».
7 стенов показывает излишнее сомнение испытуемой, ее подозрительность, направленность интересов преимущественно на саму себя, толкая испытуемую к поиск недостатков в других, а не в себе.
10-й фактор (М) «Непрактичность – практичность»,
1 стен показывает, что испытуемая ориентирована на внешнюю реальность. Она приемлет общепринятые нормы и обращает внимание на мелочи.
11-й фактор (N) «Гибкость – прямолинейность».
Оценка в 5 стенов показывает, что испытуемая не проявляет достаточной гибкости, однако слепо не приемлет чужое мнение.
12 й фактор (О) «Тревожность – спокойствие».
5 стенов свидетельствует, что испытуемая иногда испытываем неуверенность в себе, однако в большей часть жизненных ситуаций сохраняет равновесие и спокойствие.
13-й фактор (Q1) «Радикализм – консерватизм».
1 стен указывает на стремление испытуемой к поддержке установившихся понятий. Поддержка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в новых идеях. Она часто отрицает перемены в жизни.
14-й фактор (Q2) «Самостоятельность – внушаемость».
7 стенов указывает на то, что испытуемая не испытывает зависимости от чужого мнения, и отдает предпочтение принятию решений самостоятельно в большинстве случаев.
15-й фактор (Q3) «Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль».
6 стенов указывают на то, что испытуемая является достаточно дисциплинированным человеком со среднем уровнем самоконтроля, однако в некоторых ситуациях она не может совладать со своими эмоциями.
16й фактор (Q4) «Напряженность – релаксация».
2 стена свидетельствуют о чрезмерном спокойствии. Не вполне оправданная удовлетворенность, иногда вялость, недостаточная мотивация, иногда лень все таки присутствует в характере испытуемой.
Фактор Мd «Лживость – правдивость».
4 стена свидетельствуют о лживости испытуемой в такой мере, что это дает основание подвергнуть сомнению достоверность, полученных в опросе данных.
Заключение: испытуемая может успешно реализовать себя в достаточно узком диапазоне деятельности: ученый-аналитик, исследователь, возможно, менеджер.
Возможны нервные срывы, связанные с её эмоциональной неустойчивостью. Вероятны конфликты с окружающими из-за стремления доминировать и отрицания перемен. Однако достаточно высокий уровень самоконтроля и самостоятельность может в ближайшем будущем помочь в продвижении по карьерной лестнице.
Результаты Методика СМИЛ (адаптированный вариант теста MMPI), предлагаемые для интерпретации.
| Ложь | Достов | Коррек | Ипохондр | Дипрес | Истерия | Психопат | Паранойя | Психостен | Шизоидн | Гипомания |
Ж 8 | 55 | 35 | 57 | 35 | 39 | 55 | 30 | 32 | 38 | 0 | 28 |
Ответ:
Профиль показателей 4 – х фазный, широко разбросанный, высоко расположенный. Результаты исследования дают основания судить об их достоверности «Ложь» (L = 55), «Достоверность» (F = 35), «Коррекция» (К = 57), в адекватном отношении к тестированию «Индекс Уэлша» для женщин (норма):
|F – K| = 22.
Психологический портрет испытуемой:
Общая характеристика профиля: акцентуация по стеническому типу реагирования (норма), с высоким витальным тонусом, повышенной психи-ческой активностью, устойчивостью воли и стремлений, высокой самооценкой.
Проявление активность в связи с неблагоприятной ситуаций. Адекватность принятия решений в ситуации неуспеха и недоброжелательности окружающих.
Мотивационная направленность: отсутствие страха в ситуаций, грозящих неуспехом. В жизненно важных ситуациях и при благоприятном стечении обстоятельств проявляется мотивация достижения цели. Устойчивый баланс между стремлением к сохранению контактов с окружением и утверждением своих позиций.
Повышенный фон настроения, несклонность к тревожности, однако присутствует некая чувствительность к средовым воздействиям.
Спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность.
Несклонность к страхам и беспричинной озабоченности многочисленными проблемами. Стремление не проявлять свои эмоции. Настроение легко улучшается при благоприятном исходе ситуации Испытуемая характеризуется отсутствием ипохондрических настроений, отсутствием склонности к дипрессиям и волнениям.
Личностные особенности: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность – власть, стиль межличностного поведения – доминирующий, стиль познавательной деятельности – целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе – сверхактивность. Защитный механизм – отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации.
Заключение: рекомендуется индивидуальная работа с психологом по коррекции поведения в сложных ситуациях и преодоления чувствительности к негативным средовым воздействиям.
При выборе профессии можно ориентироваться на профессии администратора, руководителя, предпринимателя, геолога, психотерапевта, психолога, путешественника, писателя, журналиста, циркача, каскадера, шофер-гонщик. Возможно также обратит внимание на такие профессии как химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.