Что нового ждет нас в образовании на 2015-2016 гг.

Новый образовательный стандарт

Основная обсуждаемая тема последних дней – введение с 2015 года нового федерального государственного образовательного стандарта для средней школы. Направлен этот стандарт на улучшение качества образования. При этом, как отметил сам министр образования и науки Дмитрий Ливанов «..по качеству школьного образования Россия находится в лидерах, и его уровень будет по-прежнему расти». В новом стандарте предусмотрено обязательное изучение школьниками двух иностранных языков.

Новый стандарт коснется не только требований к программам обучения. Он вводит также профессиональный стандарт педагога. Согласно ему, учитель должен быть не только педагогом и отлично знать свой предмет, но также быть психологом, быть готовым к различным нестандартным ситуациям, учить детей с различной мотивацией к учебе, с отклонениями в поведении и т.п. Педагог должен уметь находить подход и обучать разных детей – и спокойных, и гиперактивных, и откровенных хулиганов. Он должен уметь заинтересовать их, привлечь и удержать их внимание. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что хороший педагог итак является и специалистом в своей области и психологом, поэтому он и умеет привлечь и увлечь за собой детей, пользуется у них авторитетом. Но данное умение очень сильно зависит от личности педагога, и введение или отсутствие на это указания в стандарте, на наш взгляд, не оказывает решающего влияния на наличие этого качества у педагогов. Но будем надеяться, что это хотя бы подстегнет тех учителей, которые пытаются «загнать» всех детей в классе под «одну гребенку» и не стараются найти подход  и заинтересовать «проблемного», необщительного или наоборот очень подвижного и шебутного школьника.

Новый закон «об образовании»

С 1 сентября 2015 года в России вступил в силу новый федеральный закон "Об образовании в РФ", пришедший на смену  двум устаревшим законам - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1992 и 1996 годов соответственно.

Новый закон закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшим образованием является бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. МГУ имени Ломоносова и СПбГУ приобретают статус "ведущих классических университетов". Дошкольное и общее образование остается бесплатным, высшее образование - бесплатным на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В новом законе также прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Определен высокий статус учителя, установлено, что его зарплата не может быть меньше средней по региону.[1]

Направления тем сочинений для 11-тиклассников

Выпускники одиннадцатых классов в декабре 2015 года будут писать сочинение, которое будет оцениваться «Зачет/незачет» и будет являться допуском к ЕГЭ. По сочинению определены 5 направлений для тем - "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".

Новые учебники истории

Главное изменение в школьной программе - преподавание истории по новым учебникам, которые были написаны по специально подготовленному историко-культурному стандарту. Это не значит, что все школы тут же должны выбросить старые учебники истории. Многие из них уже дополнялись и изменялись, но поэтапно все школы должны перейти на новые книги. Всего одобрено три линейки учебников истории. Их выпускают три разных издательства.[2]

Использование электронных учебников

Электронный учебник можно использовать наравне с бумажным учебником. Выбор определяется каждым самостоятельно. Нет никакой «обязаловки», что нужно обязательно перейти на электронные учебники, или наоборот, можно учиться только по бумажным учебникам. Электронный учебник становится дополнительной возможностью для ученика и педагога. На наш взгляд, безусловно, бумажная версия учебника, и особенно в начальной школе, более подходящий вариант для работы и получения знаний. Но электронный учебник имеет огромное преимущество в том, что его будет намного легче носить в школу, вместо тех «кирпичей», которые сейчас носят в школу в своих портфелях наши дети.

Изменения ЕГЭ и ГИА

9-классники теперь будут сдавать не 2, а 4 экзамена. (До этого они сдавали русский и математику, а на экзамены по остальным предметам могли и не ходить).

В этом учебном году выпускникам 9-х классов необходимо будет сдать экзамены по 4 учебным предметам - обязательным (русскому и математике) и 2 предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ). Чтобы получить аттестат, надо успешно сдать ГИА только по русскому и математике. В следующем году итоги предметов по выбору учтут при выдаче аттестата.

Базовый ЕГЭ по математике можно будет сдать после 10-го класса. Апробация пройдет в Москве во второй половине учебного года, но результаты апробации не будут зачтены школьникам в качестве выпускного экзамена.

Апробация ЕГЭ по китайскому языку запланирована на 2016 год. Она пройдет в отдельных школах Москвы, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока. По данным Рособрнадзора, китайский язык изучают до 5000 школьников в России. В Рособрнадзоре создана рабочая группа для отработки технологии ЕГЭ по китайскому языку.[3]


[1] http://tass.ru/glavnie-novosti/686047

[2] http://www.rg.ru/2015/09/03/ucheba.html

[3] "Российская газета" - Неделя №6768 (197)