16 временных экологических целей Швеции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

Гуманитарный факультет

Кафедра Истории и Регионоведения


Курсовая работа

на тему: 16 временных экологических целей Швеции


Выполнила: студентка группы СР-01

Канева Е.Г.

Проверил: ассистент кафедры ИиР

Цверианашвили И.А.


Санкт-Петербург


Оглавление


Введение

Глава 1 Природа и экология в Швеции

1.1Состояние окружающей среды

1.2Исследования в области окружающей среды

1.3Экологическое законодательство Швеции

.4Экономические инструменты

.5Международное экологическое сотрудничество

Глава 2 Работа над экологией на пользу поколений

2.1 История системы экологических целей

.2 Сотрудничество для достижения поставленных целей

.3 Мониторинг деятельности по достижению экологических целей

.4 Характеристика 16 экологических целей и перспектива их достижения к 2020 году

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Швеция отличается от большинства стран Западной Европы более благополучным состоянием окружающей среды. Это обусловлено относительно невысокой плотностью населения, отсутствием сверхкрупных промышленно-городских агломераций <#"justify">Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

охарактеризовать поставленные цели;

рассмотреть деятельность шведского государства, направленную на достижение экологических целей;

проанализировать возможность выполнения всех поставленных целей и задач к 2020 году.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматривается общее состояние окружающей среды в Швеции, ее природное разнообразие, а также основные исследования в области окружающей среды. Вторая глава посвящена непосредственно 16 временным экологическим целям, истории системы экологических целей, тем органам управления, которые участвуют в реализации поставленных целей, и анализу осуществления поставленных целей.


Глава 1. Природа и экология в Швеции

природный экологический швеция

С площадью более, чем 440 000 квадратных километров, Швеция является третьей по величине страной из 27 государств-членов ЕС в мире. Тем не менее, она является очень малонаселенной; 22 человека на квадратный километр.

Природа и климат меняется по длине Швеции, 1 574 километров с севера на юг. Далеко на север за Полярным кругом горный район с обширными болотами. Самый южный район является плоским пейзаж сельско-хозяйственной местности. Леса занимают около половины Швеции, хотя только 5 процентов являются нетронутыми, которые не пострадали от лесоводства. Швеция богата озерами и ручьями, на ее территории более 96 000 озер.

Около 11 процентов площади Швеции защищена от чего?. Существует более чем 3100 заповедников, более 2000 парков и 28 национальных парков. Национальные парки представляют разнообразие биологической и геологической окружающей среды, также это районы необычайной красоты, предлагающие широкие возможности для приключенческого туризма.

Право доступа дает каждому право наслаждаться живописными уголками Швеции. Оно позволяет людям свободно перемещаться даже на частных владениях, становиться на ночлег, собирать грибы и ягоды. Это право также накладывает обязанности - бережно относиться к флоре и фауне, а также к собственности других людей. Его можно описать фразой «не мешай, не разрушай». Право общественного доступа гарантируется Конституцией Швеции. Однако это не является законом, а скорее обычаем или частью культурного наследия, которое со временем развилось и стало общепринятым. Право общественного доступа ограничивается другими законами, которые устанавливают пределы дозволенного.


.1 Состояние окружающей среды


Состояние окружающей среды и изменения в ней, документируются шведской системой мониторинга окружающей среды. Шведское агентство по охране окружающей среды отвечает за мониторинг окружающей среды и следит за ее состоянием.

Тенденции развития экологической ситуации положительны во многих областях. Например, окисление шведских озер, водотоков и лесных угодий сокращается. Это снижение является хорошим примером положительных эффектов международных соглашений и целенаправленных природоохранных усилий. Осадки серы и азота были уменьшены. Тем не менее, количество осадков должно снижаться дальше, чтобы достичь такого уровня, который не повреждает землю и воду.

Основные проблемы в области окружающей среды включают в себя ограничения воздействия на климат и предотвращение утраты биологического разнообразия.

Морская среда.

Вне побережий Швеции, более 6 процентов от территориального моря и 3,5 процента в экономической зоне защищены.

Эвтрофикация, тяжелое рыболовное давление и выбросы загрязнителей оказали главное влияние на море. Слишком большой рыболовный флот - утечка в конечном ресурсе. Незаконный промысел трески также имеет место, он оценивается в 10 процентов зарегистрированных шведских уловов. Хотя выбросы азота и фосфора эвтрофицирующих веществ сократились, нет заметного изменения в морской среде. Подавляющее большинство выбросов происходит из других стран, например, выбросы азота международного судоходства.

Концентрации стойких органических загрязнителей окружающей среды в жирной рыбе по-прежнему выше, чем порог по продаже рыбы для потребления, принятый ЕС, несмотря на то, что выбросы снизились. Концентрация варьируется от различных районов Балтийского моря, а также, как правило, колеблется в зависимости от сезона и различия в температуре воды.

Биологическое разнообразие

Швеция имеет долгую историю охраны окружающей среды. Она является первой страной в Европе, которая создала национальные парки. Швеция первой в Европе - еще в 1910 г. - начала создавать национальные парки, преимущественно в гористых местностях Норрланда. Это помогло уберечь часть еще остававшейся в Европе дикой природы от эксплуатации. В стране существует также множество природных заповедников и охраняемых зон культурного наследия.

Благодаря разнообразию природных ландшафтов в Швеции есть богатейшая дикая жизнь - от медведей и волков на севере страны до косуль и кабанов на юге. В стране также богатая флора и водная жизнь, что еще более обогащает ее биологическое многообразие.

Значительная часть шведского ландшафта представлена хвойными лесами, в частности, сосновыми и еловыми, а также широко раскинувшимися лиственными лесами - березовыми, осиновыми - в южной части страны. Благодаря богатым известняком подстилающим породам и благоприятному климату, шведские острова Готланд и Эланд и некоторые части Скандинавского горного хребта отличаются экзотической флорой, включающей, например, многочисленные виды орхидей.


.2 Исследования в области окружающей среды


Исследования окружающей среды имеет жизненно важное значение для формирования шведской экологической политики на национальном и международном уровнях. Наиболее важными органами, финансирующими исследования окружающей среды являются:

·Шведский исследовательский совет по вопросам окружающей среды, сельскохозяйственных наук и территориального планирования, которая отвечает за долгосрочное развитие знаний, а также средства и фундаментальные исследования, в которых акцент делается на значимости для общества. (названия на шведском продублируйте, для солидности)

·Фонд стратегических экологических исследований (Мистра), которые в первую очередь поддерживает ряд крупных научно-исследовательских программ, ориентированных на решение важных экологических проблем.

·Шведское агентство по охране окружающей среды, которые в первую очередь финансируют исследования, направленные на поддержку национальных целей качества окружающей среды.

·Орган шведской радиационной безопасности финансирует исследования о рисках излучения, исследования ядерной безопасности и исследования по хранению ядерного топлива.

Большинство исследований окружающей среды проводится в университетах и других высших учебных заведениях. Другие учреждения, проводящие исследования:

·Шведский метеорологический и гидрологический институт (ШМГИ) - исследования по климату, метеорологии, гидрологии и океанографии

·Шведский геотехнический институт (ШГИ) - Исследования по геотехнологии, оползни, лавины и загрязненных земельных участков.

·Стокгольмский институт окружающей среды (СИОС) - Исследования по управлению природными ресурсами и устойчивому развитию.


.3 Экологическое законодательство Швеции


Правовое регулирование играет важную роль в работе Швеции по защите окружающей среды. В 1999 г. в стране вступил в силу Экологический кодекс. Он содержит ряд новых положений, в том числе:

общие правила заботливого и бережного отношения к природной среде, распространяющиеся на всех и каждого;

стандарты качества окружающей среды, устанавливающие допустимые пределы максимального и минимального содержания различных веществ в почве, воде и воздухе, при которых обеспечивается сохранение природной среды.

Экологический кодекс Швеции предписывает также обязательное проведение экологической экспертизы на предмет воздействия на окружающую среду, прежде чем может быть получено разрешение на осуществление каких-либо потенциально опасных проектов. При этом должно учитываться воздействие на людей, животных, почву, воду, воздух, природный ландшафт и культурное окружение.

Потенциально опасными считаются такие проекты, при осуществлении которых использование земли, зданий и стационарных установок и сооружений ведет к выбросам загрязнителей в почву, атмосферу или воды, либо причиняет неудобства в виде шума, вибрации или радиации. Это относится, в частности, к промышленным предприятиям, установкам по переработке отходов и водоочистным сооружениям. Лица, виновные в загрязнении или нанесении какого-либо экологического вреда чужой собственности, несут за это ответственность по закону.

Экологические проблемы, в особенности такие, как выбросы окисляющих и эвтрофицирующих веществ в атмосферу и сбросы загрязнителей в море, зачастую выходят за национальные границы.

Важнейшими для Швеции международными договорами по охране окружающей среды являются Хельсинкская Конвенция и Осло-Парижская Конвенция, направленные на защиту окружающих страну морей. Стокгольмская конвенция по прекращению производства и использования некоторых особо опасных химических веществ была принята главным образом по инициативе Швеции.

Швеция также активно участвует в работе Комиссии ООН по устойчивому развитию, наблюдающей за выполнением международных планов действия по охране окружающей среды, принятых в Рио-де-Жанейро в 1992 и в Йоханнесбурге в 2002 годах.

Присоединение к ЕС повлекло изменения в экологической политике Швеции. С одной стороны, ей пришлось отказаться от некоторых из своих наиболее жестких стандартов; с другой стороны, в рамках ЕС увеличиваются возможности воздействия на страны, чьи выбросы непосредственно угрожают Швеции. Кроме того, ЕС обладает большим весом, нежели отдельные государства, в переговорах по заключению глобальных конвенций по охране окружающей среды.

Спасти Балтийское море

Одной из экологических проблем, ответственность за которую несут многие страны, является загрязнение Балтийского моря. В бассейне Балтийского моря проживает порядка 80 миллионов человек; кроме того, морская среда Швеции испытывает воздействие со стороны стран Центральной Европы.

Экологические проблемы Балтийского моря особенно серьезны, и некоторые ученые предупреждают о возможной экологической катастрофе. Это объясняется рядом причин. Сбросы от сельского хозяйства ведут к эвтрофикации морской воды, промышленные предприятия и водоочистные сооружения загрязняют море тяжелыми металлами, химическими веществами, бытовыми сточными водами и экологически опасными токсинами. Эти проблемы затрагивают также Северное море и проливы Скагеррак (между Данией и Норвегией) и Каттегат (между Данией и Швецией).

Международное сотрудничество по защите региона Балтийского моря осуществляется на нескольких фронтах. Правительство Швеции приоритирует политику в области морской среды; на меры по ее защите на период до 2010 г. им выделено 500 млн. шведских крон. В частности, предусмотрена поддержка строительства водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге и Калининграде. Правительство приняло также решение о создании специализированного института проблем морской среды.

Бюджетные ассигнования Швеции на охрану окружающей среды в 2008 г. составили 4,7 млрд. шведских крон. Самой большой сферой этого бюджета является биологическое разнообразие. Другая важная статья - «зеленые» автомобили. С этой целью выделена сумма в 340 млн. шведских крон, из которых 240 млн. предназначены для субсидий покупателям новых экологически чистых автомобилей в размере 10 тыс. шведских крон. Каждый третий новый автомобиль, продаваемый в Швеции, теперь относится к этой категории.


.4 Экономические инструменты


Экологические налоги, сборы и другие экономические инструменты в экологических целях широко используются в Швеции.

Большинство, 95 процентов, экологических налогов и сборов применено в транспорте и энергетических секторах.

Правительство переместило налоговое бремя в пользу «зеленых» налогов приблизительно на 17 миллиардов шведских крон (1.5 миллиарда евро) в период 2001 - 2008, с более высокими налогами на неэкологичное потребление, прежде всего на энергию и углекислый газ и более низкий подоходный налог.


.5 Международное экологическое сотрудничество


Экологические проблемы являются трансграничными проблемами, которые во многих случаях имеют глобальный охват. В результате осознания того, что многие экологические проблемы могут быть решены только путем сотрудничества между странами, экологическая политика становится все более международной. Сотрудничество на региональном и глобальном уровне, а также с отдельными странами будут необходимы, если Швеция хочет достигнуть 16 целей качества окружающей среды, принятые шведским риксдагом. Швеция также работает над вопросы, касающимися разнообразия, безопасности и здоровья окружающей среды, все из которых требуют глобальных решений. Международное экологическое сотрудничество по защите и улучшению состояния окружающей среды проводится в скандинавском регионе, в регионе Балтийского моря и ООН, а также во многих природоохранных конвенциях и ряда других организаций. ЕС имеет ключевое значение для принятия мер по укреплению охраны окружающей среды.

Швеция принимает участие в следующих экологических организациях и фондах:

·Глобальный экологический фонд - является крупнейшим источником финансирования проектов, нацеленных на охрану окружающей среды в масштабе всей планеты.

·Северный фонд экологического развития - учреждён для льготного финансирования наиболее эффективных природоохранных проектов, способствует реализации проектов, выполнение которых в имеющихся условиях невозможно или задерживается.

·Углеродный фонд Балтийского региона - оказывает финансовую поддержку инвестиционным проектам путём закупки углеродных квот.

·Северная экологическая финансовая корпорация - предоставляет финансовую поддержку самым разным экологически важным проектам, главным образом, в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию <#"justify">Глава 2. Работа над экологией на пользу поколений.


Швеция стремится передать следующему поколению общество, в котором основные проблемы окружающеи? среды будут уже решены. «Цель поколения» включает в себя 16 целевых показателеи? качества окружающеи? среды, которые должны быть достигнуты к 2020 году.

В целом цель шведской экологической политики состоит в том, чтобы передать следующему поколению общество, в котором главные проблемы охраны окружающей среды в Швеции были решены, не увеличивая проблемы охраны окружающей среды и проблемы со здоровьем вне шведских границ.

Эта цель поколений, которая определяет направление экологической политики, состоит в том, чтобы дать представление относительно ценностей, которые должны быть защищены и изменения в обществе, которые необходимы, если желаемое качество окружающей среды должно быть достигнуто. Это также призывает к амбициозной экологической политике - в Швеции, в пределах ЕС и в международных контекстах.

Цель поколений предназначена для того, чтобы вести акцию в защиту окружающей среды на каждом уровне в обществе.

Что цель означает на практике

Цель поколений означает, что основные условия для решения проблем охраны окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся, должны быть достигнуты в пределах одного поколения, и что экологическая политика должна быть направлена на то, чтобы:

·Экосистемы восстановились или находились на пути к восстановлению;

·Биоразнообразие и естественная и культурная окружающая среда сохранялись и использовались стабильно;

·Здоровье человека подвергалось минимуму неблагоприятных воздействий от факторов в окружающей среде, в то время, как положительное воздействие окружающей среды на здоровье человека было увеличено;

·Природными ресурсами управляют стабильно;

·Доля увеличений возобновляемой энергии и использование энергии эффективны с минимальным воздействием на окружающую среду;

·Образцы потребления товаров и услуг вызывали наименьшее количество возможных проблем для окружающей среды и здоровья человека.

Шведский парламент установил 16 направлении?, касающихся качества окружающеи? среды. Они описывают качество и состояние окружающеи? среды Швеции, которые должны быть постоянными на протяжении длительного срока.

Цель всего поколения - это всеобъемлющая цель экологическои? политики. Она указывает общее направление и дает ориентир экологическому менеджменту во всех слоях общества.

Промежуточные цели, в свою очередь, помогают оставаться на правильном пути и способствуют достижению целеи? поколения и качества окружающеи? среды.


.1 История системы экологических целей


В апреле 1999 г. Шведским парламентом были единогласно приняты 15 целей качества окружающей среды. Цели фокусируются на устойчивом развитии и формулировались с точки зрения способности природы компенсировать оказываемое на нее экологическое влияние. Они описывают состояние окружающей среды, которое должно быть достигнуто к 2020 г. Основной целью является передача следующему поколению такого общества, в котором основные экологические проблемы уже решены. Вот эти 15 целей:

чистый воздух;

грунтовые воды высокого качества;

устойчивые озера и русла;

естественное состояние заболоченных территорий;

сбалансированная морская окружающая среда, устойчивые прибрежные районы и архипелаги;

отсутствие эвтрофикации;

только естественное окисление;

богатство и разнообразие леса;

стабильные сельскохозяйственные угодья;

величественные горные районы;

хорошая городская среда;

нетоксичная среда;

радиационная безопасность;

защитный озоновый слой;

уменьшенное влияние на климат.

Правительством были назначены десять официальных лиц для более четкого определения этих целей в виде задач, программ действия и систем их исполнения. Их предложения стали основой работы исследовательского комитета по экологическим вопросам и в июне 2000 г. комитет внес свои предложения на обсуждение правительства. В ноябре 2001 г. парламентом был окончательно принят правительственный законопроект "Экологические цели Швеции - промежуточные задачи и стратегия действий".

В 2002 году правительство создало совет по экологическим целям, который был ответственен за мониторинг целей качества окружающей среды. Совет прекратил свою деятельность1 ноября 2010 года.

В ноябре 2005 года парламент принял шестнадцатую цель экологии заключающуюся в биологическом разнообразии.

июня 2010 Риксдаг принял решение о новой целевой структуре для природоохранной деятельности, новой организации и новых критериях оценки целей экологического качества. Целевая структура в настоящее время состоит из целей поколений и промежуточных целей. (сноски должны быть перед точкой)

Цели качества окружающей среды определяют состояние шведской экологии, достижению которой служат экологические меры; промежуточные цели устанавливают направление и сроки для текущих конкретных экологических действий. В большинстве случаев промежуточные цели соотносятся с ситуацией в 2010 г. Некоторые промежуточные цели описывают определенное экологическое качество, другие - определяют изменения, например, уровня выбросов, которого следует достичь.

В качестве примера приведем цель и промежуточные задачи по пункту "отсутствие эвтрофикации":

К 2009 г. разработать программу действий в соответствии с Рамочной Водной Директивой, определяющую достижение приемлемого состояния озер и рек, а также прибрежных вод.

К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы фосфорсодержащих соединений в озера, реки и прибрежные воды Швеции до уровня 1995 г.

К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы нитратов в южную часть Ботнического залива на 30% по сравнению с уровнем 1995 года, т.е. на 38500 т. К 2010 г. снизить аммиачные выбросы на 15% как минимум по сравнению с уровнем 1995 г., т.е. до 51 700 т..


2.2 Сотрудничество для достижения поставленных целей


Для достижения целей качества окружающей среды государственные учреждения, неправительственные и другие организации, компании, административные советы, муниципалитеты, частные лица, правительство и риксдаг - должны принять участие и сыграть свою роль в осуществлении поставленных целей.

Органы, отвечающие за деятельность в области достижения экологических целей

Правительство

Правительство собирает информацию о прогрессе, сделанном с точки зрения акции в защиту окружающей среды. Эта информация формирует основание для правительственных счетов, вводя, например, новое законодательство, налоги или другие изменения, чтобы продвинуть работу. Правительство и Парламент также принимают новые цели и новые инструменты экологической политики.

Шведское агентство по охране окружающей среды

Шведское агентство по охране окружающей среды координирует деятельность, предоставление информации и использование оценок экономического воздействия в пределах системы экологических целей. Кроме того, оно ответственно за некоторые отдельные экологические цели. Такие как:

·Уменьшение воздействия на климат

·Чистый воздух

·Только натуральное окисление

·Защитный озоновый слой

·Процветающие болота

·Великолепный горный пейзаж

·Богатое разнообразие растений и животных\

Комиссия парламента

Комиссия Парламента имеет задачу по предоставлению советов властям, относительно того, как экологические цели могут быть достигнуты. Комиссия поддерживается экспертами и компетентными представителями из большинства государственных организации? и НГО.

Местные администрации

Представители местных администрации? ответственны за региональную работу в области экологических целеи?. Они определяют региональные цели, принимают необходимые меры и проводят последующие мероприятия.

Местные власти принимают во внимание экологические цели в процессе общественного планирования и других мероприятии?, а также вовлекают экологические цели в диалог с местным населением, бизнес-сектором и другими участниками.

Бизнес-сектор

Предпринимательский сектор играет важную роль наряду с другими заинтересованными сторонами в экологических целей достигаются. Сегодня многие компании занимаются природоохранной деятельностью, которая оказывает существенное влияние на окружающую среду.

Экологические цели все более и более часто включаются в системы экологического контроля компаний. Стандарты, которые представляют национальные цели, таким образом, помогли многим фирмам получить понимание того, как иметь дело с проблемами охраны окружающей среды в широком, глобальном смысле. Системы экологического контроля обычно основаны на региональных и местных экологических целях, так как они более конкретные, чем национальные.


.3 Мониторинг деятельности по достижению экологических целей


Углубленная оценка результатов.

В 2012 году проводилась последняя углубленная оценка деятельности по экологическим целям. Третья с того момента, как риксдаг утвердил экологические цели в 1999 году. Следующая оценка планируется в 2015 году. Отчет содержит оценку и прогнозы по экологическим целям, а также анализ синергизма и конфликтов в природоохранной деятельности.

Ежегодный мониторинг.

В конце марта каждого года Агентство по охране окружающей среды предоставляет ежегодный отчет по экологическим целям правительству Швеции.

Отслеживание результатов правительством.

Правительство делает ежегодную оценку возможностей достичь поставленных целей, составляет бюджетный проект, который должен быть представлен в Парламент до конца сентября каждого года.


.4 Характеристика 16 экологических целей и перспектива их достижения к 2020 году


. Уменьшение воздеи?ствия на климат

Рамочная конвенция Объединенных Нации? по изменению климата обеспечивает стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, который гарантирует, что человеческая активность не наносит вредного воздеи?ствия на климатическую систему. Эта цель должна быть достигнута таким путем и с такои? скоростью, что биологическое разнообразие останется сохраненным, производство пищи гарантированным и другие аспекты устои?чивого развития экологии не встанут под угрозу. Швеция, совместно с другими странами, должна принять ответственность за достижение этои? глобальнои? цели.

Эту цель будет очень трудно или невозможно достигнуть к 2020. Тенденция в окружающей среде отрицательна. Уровни парниковых газов в атмосфере продолжают повышаться. Глобальная эмиссия выросла на 70% за прошлые 35 лет и, как ожидается, будет продолжать увеличиваться в более высоком темпе следующие 20-30 лет, если не будут приняты соответствующие меры, чтобы уменьшить их.

. Чистый воздух

Воздух должен быть чистым настолько, чтобы не представлять риска для здоровья человека, животных, растении? или культурного наследия.

Вдох воздушных загрязнителей оказывает негативное влияние на здоровье. Для многих людей загрязнение в воздухе вокруг них может также уменьшить продолжительность жизни.

Загрязнение воздуха также вызывает коррозию, ускоряя расстройство материалов, таких как металлы, пластмассы и известняк. Это может привести к повреждению, например, здания или культурного наследия.

Эту цель также будет очень трудно или невозможно достигнуть к 2020 году, даже если дальнейшие меры будут предприняты. Сейчас не замечено никакой ясной тенденции.

Загрязнение воздуха продолжает оказывать отрицательное влияние на здоровье и окружающую среду. До сих пор не было зарегистрировано улучшение качества воздуха в шведских городах и пригородах. Самые большие проблемы существуют в крупнейших городах, определенных областях южной Швеции и некоторых северных областей, затронутых инверсиями (погодные условия, эмиссии и другие загрязнители).

. Только естественное окисление

Окисляющие эффекты отложении? и использование земель не должны превышать уровни, которые могут негативно сказаться на качестве почвы или воды.

В дополнение, отложение кислотных субстанции? не должно превышать нормы коррозии технических материалов, водопроводных систем, культурных артефактов и фасадов здании?.

Эта цель будет очень труднопостигаемой к 2020 году, даже если соответствующие дальнейшие меры будут предприняты.

Значительно сокращенная эмиссия серы и азота по всей Европе в последние десятилетия вела к существенным улучшениям в статусе окисления почвы и воды. Прогнозы указывают на дальнейшее скромное снижение эмиссии к 2020, и ситуация, как ожидается, продолжит улучшаться - но недостаточно. Отправляющая эмиссия в морских областях по Швеции, как ожидают, продолжит повышаться. Увеличенная заготовка древисины оказывает негативное влияние на мощность производства восстановления лесных почв и таким образом может усилить окисление.

. Нетоксичная окружающая среда

Присутствие в окружающеи? среде субстанции? которые были произведены или извлечены за счет антропогеннои? деятельности не должны угрожать здоровью человека или биологическои? множественности. Процент инородных субстанции? должен быть равен нулю, а его влияние на здоровье человека и экосистемы - незначительным. Концентрации субстанции? природного происхождения должны быть равны фоновому уровню.

Данная цель также является труднодосягаемой к 2020 году.

Уровни известных токсичных загрязнителей в окружающей среде, такие как диоксин, ртуть и кадмий, все еще будут проблемой в 2020. Эмиссия опасных для здоровья и окружающей среды уменьшилась. Значительные успехи были сделаны в снижении риска на рабочем месте, но аллергии и другие формы гипер -чувствительности остаются основной проблемой.

. Защитный озоновый слой.

Озоновыи? слои? должен пополняться, чтобы он смог и в дальнеи?шем обеспечить защиту от вреднои? UV радиации.

Озоновый слой атмосферы защищает жизнь на земле от вредной ультрафиолетовой радиации от солнца. Поэтому утончение этого слоя представляет угрозу. Для людей это увеличивает риск заболеваний, таких как рак кожи, ослабление иммунной системы.

Утончение озонового слоя - результат выпуска в атмосферу веществ, которые разрушают озон. Они включают хлорируемые компоненты, которые содержатся, например, в холодильниках, системах кондиционирования воздуха и пенопласте.

В 1987 году было подписано международное соглашение, Монреальский Протокол, в котором описаны требования для подписавших государств запрета и ограничения использования веществ, способствующих истощения озонового слоя. Принятые меры осуществляются очень успешно. Благодаря Монреальскому Протоколу, эмиссии этих веществ теперь снижаются. Актуальнейшие данные свидетельствуют, что озоновый слой больше не утончается, и есть даже признаки того, что это он собирается увеличиться в толщине снова.

Эта цель, как ожидают, будет достигнута к 2020. Количество веществ в атмосфере истощающих озоновый слой понижается благодаря успешному международному взаимодействию в соответствии с Монреальским Протоколом. Эта цель оценивается как достижимая.

. Окружающая среда с безопасной радиацией

Человеческое здоровье и биологическое разнообразие должны быть защищены от вредного воздеи?ствия радиации.

Радиация всегда была частью нашей окружающей среды, происходящей из пространства, солнца и естественно радиоактивных веществ в земле и в наших собственных телах. Мы нашли способы производить и использовать радиацию в исследованиях, здравоохранении и промышленности, например использование урана в реакторах ядерной энергии. Электромагнитные поля также дают начало радиации, которая может, например, быть вызвана радио волнами с мобильных телефонов и магнитные поля от линий электропередачи и различных видов устройств.

Радиация может быть выгодной, но она может также нанести ущерб. Чтобы минимизировать ее неблагоприятное воздействие на людей и окружающую среду, все действия, связанные с радиацией, должны быть оправданы. Это означает, что радиация должна принести больше пользы, чем вреда, и что дозы должны быть ограничены насколько это возможно.

Эта цель может быть достигнута к 2020, если дальнейшие меры будут предприняты.

Эмиссия радиоактивных веществ ограничена, и радиационные дозы, как оценивается, незначительны. Что касается контроля рисков, связанных с электромагнитными полями - тенденция положительная. Электромагнитные поля возникают, например, вокруг линий электропередачи, беспроводной широкополосной сети. Временная цель ЭДС, как полагают, была достигнута, поскольку риски, связанные с электромагнитными полями изучаются и соответствующие шаги предприняты.

Если говорить о предотвращении заболевания рака кожи, то в этой области картина менее ободрительна. Заболеваемость этой болезнью продолжает расти, и цель по уменьшению риска заболевания, как оценивается, очень трудно достигнуть.

. Нулевая эвтрофикация

Уровень нутриентов в почве и воде должен быть таким, чтобы он не влиял негативно на здоровье человека, окружающую среду и разнообразные возможности использования земель и воды.

Эвтрофикация - питательное сверхобогащение - затрагивает не только озера, реки и моря, но также и почвы. Это - проблема, прежде всего, на юге Швеции, но есть признаки, что горные области также затронуты. Эвтрофикация вызывает постепенные изменения в растительности, поскольку разновидности, адаптированные к плохим питательным условиям переместились.

Эвтрофикация в Балтийском море - одна из наиболее серьезных угроз морской среде. И в морских областях, и в озерах, признаки включают чрезмерно быстрый рост завода и цветение воды. В худшем случае происходит кислородное истощение на дне моря или озера, убивая растения и животные. Эутрофикация вызвана чрезмерными уровнями азота и фосфора в почве или воде. Эти питательные вещества могут войти в окружающую среду через выбросы в атмосферу, например окисей азота от дорожного движения, отгрузки и электростанций.

Цель является недостижимой к 2020 году.

Эмиссия как в воздухе так и в воде веществ, вызывающих эутрофикацию, падает, но соответствующего улучшения окружающей среды не было замечено. Уровень кислорода и водородные уровни в северном и западном Готландском Бассейне были худшими из когда-либо зарегистрированных.

Однако пока мы видим крупные улучшения, а именно уменьшение эмиссии в воздухе и воде в Швеции и других частях Европы, питательные вещества в реках, вытекающих из сельскохозяйственных областей южной Швеции, падают с прогнозом дальнейшего убывания.

. Чистые озера и реки

Озера и водотоки должны быть пригодны и экологически безопасны для разнообразия различных видов их обитателеи? и растительности. Воспроизводительная способность, биологическое разнообразие, культурное наследие, эко- и водосохраняющие функции территории? должны быть сохранены. В то же время, рекреационные зоны должны быть защищены.

Озера и потоки испытывают давление со стороны лесоводства, сельского хозяйства, промышленности и гидроэлектроэнергетики. Много разновидностей растений и животных зависят от плавных рек и потоков и естественно колеблющегося уровня воды. Это может противоречить нашим желанием построить здания около берегов озера и берегов реки или нашей потребности отрегулировать речной поток, чтобы произвести электричество.

Сохранение естественной производительной способности водных сред также важно. Реки используемые, например, для рыбалки и обеспечивают питьевую воду. Пресные воды важны также для отдыха, например для купания и гребли. В их близости, кроме того, есть ценное культурное наследие, которое нужно сохранить так, чтобы оно могло перейти к следующим поколениям.

Эта цель может быть достигнута к 2020, при принятии соответствующих мер.

Положительное продвижение к этой цели ожидается, при условии, что местные власти сделают экологические цели приоритетом и, в определенных отношениях, будут делать больше в этой области. Увеличение средств на охрану окружающей среды, объединенное со стратегиями, способствуют увеличению биоразнообразия.

Промежуточные цели, касающиеся защиты животных и растений, которые находятся под угрозой, были достигнуты, и цель восстановления рек и потоков может также быть достигнута, если будут предприняты дальнейшие меры. Однако целей относительно водоснабжения и защиты естественной и культурной окружающей среды будет очень трудно достигнуть вовремя, даже с дополнительным мерами.

. Подземные воды хорошего качества

Подземные воды должны обеспечивать безопасную и устои?чивую поставку питьевои? воды и способствовать жизнеспособнои? окружающеи? среде для флоры и фауны в озерах и водотоках.

Грунтовая вода важна как питьевая вода для людей, и также затрагивает среды обитания растений и животных в поверхностных водах. Эмиссия может загрязнить этот водный ресурс - пестициды, например, в сельскохозяйственных областях южной Швеции. Поваренная соль от дорог зимой, также нашла свой путь в грунтовую воду. Кроме того, затрагивая качество воды, это вызывает коррозию водопроводных магистралей.

Вода движется в непрерывном цикле. Она испаряется как водяной пар от озер и морей, и падает на поверхность земли как дождь и снег. Часть его просачивается вниз через почву и скалу, чтобы сформировать грунтовую воду, которую в свою очередь, после определенное время пребывания в земле - обусловленным местными условиями - вытекает в озера и моря.

Эта цель может быть достигнута к 2020, если дальнейшие меры будут предприняты.

Формирование новых органов, отвечающих за водные ресурсы, повлекло за собой увеличение интереса и усилий направленных на обеспечение качества грунтовых вод. В автомобильном транспорте, поставке питьевой воды, сельском хозяйстве также, работа идет полным ходом, что способствует достижению данной цели.

Отмечены следующие улучшения: больше внимания безопасности при посыпке дорог солью зимой, использованию пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве и лесоводстве, например, уменьшено кислотное отложение. Однако инерция систем почвы и грунтовой воды означает, что для того, чтобы улучшения были заметны, потребуется время. Уровни нитрата, например, вероятно останутся высокими и какое-то время после 2020 в некоторых грунтовых водах. Кроме того, все еще существуют значительные пробелы в наших знаниях относительно веществ, загрязняющих грунтовые воды.

. Сбалансированная морская среда, цветущие побережья и архипелаги

Северное и Балтии?ское моря должны иметь устои?чивую способность к воспроизводству, а биологическое разнообразие должно быть сохранено. Побережья и архипелаги должны быть характеризованы высокои? степенью биологического разнообразия, богатыми рекреационными территориями, природными и культурными ресурсами. Производство с использованием морских ресурсов, рекреация или другое использование мореи?, побережии? и архипелагов должно быть совместимо с принципами устои?чивого развития. Особенно ценные территории должны быть защищены от посягательства и другого воздеи?ствия.

Эту цель будет очень трудно или невозможно достигнуть к 2020. Несмотря на значительные усилия за прошедшие 30 лет, экологический статус Балтийского моря, Каттегата и Скагеррак остается слабым. Для нескольких видов рыбы и популяций, ситуация все еще очень серьезна.

. Здоровые заболоченные земли

Эко- и водосохраняющая функция болот на территориях должна быть поддержана, а ценные болота сохранены для будущего.

Большое количество растений и животных зависит от заболоченных мест. Около четверти заболоченной местности в Швеции истощена или высушена с начала 19-го века. Другие заболоченные места становятся заросшими в результате дренажа. Кроме того, многие разновидностей сталкиваются с более трудными условиями, когда их среда обитания, от которой они зависят, изменена появлением чужеродного вида. Много типов из заболоченных мест будет также оказан негативное влияние изменением климата На многие типы заболоченных мест также будет оказано негативное влияние изменения климата.

Более того, у поврежденных заболоченных мест нет возможности предоставить важные услуги для экосистемы, такие как внедрение и хранение углерода, чистой воды, защиты от наводнений и биологического производства.

Эта цель может быть достигнута к 2020, если будут приняты соответствующие меры.

Защита болот и восстановление заболоченных мест в Швеции прогрессируют, хотя не достаточно быстро. Однако, три ключевых временных цели не будут достигнуты вовремя, перспективы шведских заболоченных мест выглядят довольно многообещающими, но требуют немало времени. Агентство по охране окружающей среды пересмотрели План Защиты Болота относительно Швеции, и работа в этой сфере продвигается.

. Живые леса

Ценность лесов и лесных массивов должна быть сохранена для биологическои? продуктивности, а биоразнообразие, культурное наследие и территории рекреации - защищены.

Леса покрывают половину территории Швеции. Большинство из них хвойные, но на юге есть обширные широколиственные лесистые местности. Появление и подавляющие разновидности деревьев этих лесов - продукт климата и истории страны. Леса предлагают уникальные условия среды обитания для множества разновидностей животных и растений. Они также являются важным источником возобновимого сырья, имеющего значение для отдыха на природе.

Леса частично затронуты интенсивным лесоводством, лесными пожарами, вследствие чего определенные типы лесов с уникальными условиями обитания сокращаются. Изменение климата и смещение эмиссий также имеют отрицательные эффекты.

Цель является труднодостижимой к 2020 году.

Лесные ресурсы интенсивно эксплуатируются, и уровень лесоповала очень высок, частично вследствие возрастающего спроса на биотопливо. Разнообразие испытывает давление со стороны сбора урожая лесов очень высокой стоимости охраны окружающей среды, и от несоответствующего внимания к сохранению регенерации в связи с лесоповалом. Некоторые разновидности лесов уменьшаются.

. Разнообразие природных ландшафтов

Ценность фермерских хозяи?ств и сельско-хозяи?ственных территории? должна быть защищена для биологическои? продуктивности и производства пищи, а биоразнообразие и культурное наследие сохранено и защищено.

Сегодняшний сельскохозяйственный пейзаж - продукт тысяч лет человеческого использования. Многие шведские разновидности растений и животных были найдены на лугах сена и пастбищах, полевых краях, заболоченных местах и других небольших сред обитания. Многие из них представляют интерес как культурное наследие, давая представление о том, как жили наши предки.

Данная цель может быть достигнута к 2020, при принятии соответствующих мер.

В прошлом десятилетии была зарегистрирована положительная тенденция в развитии общей площади лугов и пастбищных угодий. Относительно биоразнообразия и культурного наследия, также были замечены улучшения.

. Величественныи? горныи? пеи?заж

Нетронутыи? характер горных территории? должен быть в значительнои? степени сохранен в отношении биоразнообразия, рекреационнои? ценности природных и культурных ресурсов. Активность человека в горнои? области должна беречь эти ценности и наследие следуя идее устои?чивого развития. Особенно уникальные территории должны быть защищены от посягательства и другого воздеи?ствия.

Шведские горные области, с их отличительными окружающими средами, очень чувствительны. В то же время, широкий диапазон заинтересованных сторон намеривается использовать их. В южных частях горной цепи почва и растительность могут быть повреждены, например, посетителями и вождением по бездорожью по земле, незащищенной снегом, также, развитием гидроэлектроэнергии, горной промышленности и других факторов.

Значительные части горной области защищены, чтобы сохранить их естественные и культурные ценности, но все еще есть важные области, испытывающие недостаток в защите от будущего воздействия. Драгоценную окружающую среду и богатые оздоровительные возможности может потревожить растущее число ветровых электростанций и увеличение количества проводимых исследований и добычи ценных полезных ископаемых. Кроме того, все больше снегоходов можно встретить в горных местностях, они влияют на качество окружающей среды, прежде всего, нежелательным шумом.

. Благоприятная антропогенная среда

В городах, поселках и других поселениях должна обеспечиваться благоприятная, здоровая среда обитания, способствующая хорошему региональному и глобальному состоянию окружающеи? среды. Природные и культурные ценности должны находиться под охранои? государства. Здания и конструкции в сфере бытового обслуживания населения должны быть сконструированы согласно экологическим принципам и таким образом, чтобы продвигать устои?чивыи? менеджмент земель, воды и других ресурсов.

Наша антропогенная среда должна удовлетворять потребности людей и общества, предлагать благоприятную окружающую среду и способствовать устойчивому развитию. Мы во многом влияем на окружающую среду, будь то способ отопления наших домов или то, как мы добираемся до работы и проводим свободное время. Антропогенная среда составляет почти 40 процентов шведского потребления энергии, например, отходы использоваться как ресурс при этом сокращаясь в количестве. Кроме того, антропогенная среда обладает ценностями культурного наследия.

В последние десятилетия население шведских крупных городских районов выросло. Города расширились, увеличивая потребность в транспорте. Между тем центральные области городов становятся более плотными. Это может уменьшить потребность в транспорте и предложить преимущества климата, но может также увеличить проблемы шума. Иногда, расширение городов осуществляется путем застройки, так называемой зеленой зоны, лишая людей возможности для наружного отдыха недалеко от дома.

Эту цель будет очень трудно или невозможно достигнуть к 2020, даже если дальнейшие меры будут предприняты.

Длинные сроки годности зданий и городских структур мешают решать существующие проблемы, касающиеся шума, обеднения внутренние среды и увеличения движения транспорта к 2020. Другая проблема - недостаточная защита культурного наследия в антропогенной среде.

. Богатое разнообразие флоры и фауны

Биоразнообразие должно быть сохранено для выгодного и устои?чивого использования настоящими будущим поколениями. Среды обитания различных видов, экосистемы и их функции и процессы должны находиться под охранои?. Биологические виды должны сохранять способность к выживанию и превращаться в жизнеспособные длительные популяции с существенным генетическим разнообразием. При этом, население должно иметь доступ к благоприятнои? природнои? и культурнои? среде, богатои? биоразнообразием, как основы для здоровья, качества жизни и благосостояния.

Для Швеции характерно большое разнообразие растений и животных, населяя мозаику различной окружающей среды, от пахотной земли, лесов и гор к заболоченным местам, потоков, рек, озер и морей. Много разновидностей и сред обитания показывают отрицательные тенденции и рискуют исчезнуть в долгосрочной перспективе. Одна причина состоит в том, что традиционные методы сельского хозяйства и лесоводства, которые когда-то приносило пользу многим разновидностям, теперь редко используются. Тяжелые питательные грузы и коммерческое рыболовство оказывают негативное влияние на морскую среду.

Сохранение биоразнообразия крайне важно, для экосистем, чтобы правильно функционировать и предоставлять преимущества, такие как очищение воды и воздуха, хранение углерода и опыление наших зерновых культур. Без разнообразия разновидностей с различными функциями есть значительный риск, что использование природных ресурсов, изменения климата и других давлений могло повредить возможность экосистем предоставить эти услуги. Биоразнообразие также продвигает здравоохранение, поскольку многие из естественной и культурной окружающей среды являются важными местами наружного отдыха.

Данную цель невозможно достигнуть к 2020 году.

Многие виды и места обитания находятся под угрозой исчезновения и разрушение экосистемы. Количество чужеродных видов продолжает увеличиваться. Большее внимание должно уделяться использованию ресурсов, а также усилению защиты природной среды. Швеция также должна распространить свое влияние на международном уровне. Политические инструменты отсутствуют или не применяются и не хватает ресурсов для того, чтобы биоразнообразие могло быть сохранено в долгосрочной перспективе.

Почему цели так трудно достигнуть?

Есть несколько причин, почему экологических целей будет трудно достигнуть. Большинство из них зависит в значительной степени от событий и в шведском обществе и во всем мире. Неудачи в достижении одних целей во много зависит от того, что природе требуется много времени на восстановление от причинённого ущерба. Отсутствие результата в достижении других целей может являться следствием того, что не были введены соответствующие меры, чтобы охватить все затронутые проблемы окружающей среды.

Но есть и более обнадеживающие знаки. Примером того как действие приводит к результату является защитный озоновый слой, который благодаря успешному международному сотрудничеству сейчас находится вне опасности.

По сравнению с экологическими качественными целями временные цели представляют более позитивную картину. Некоторые из этих целей были уже достигнуты. Еще приблизительно 30, как оценивается, достижимы к установленному году, хотя для того, чтобы уложиться во временные рамки необходима более активная деятельность.

Чтобы улучшить перспективы достижения экологических качественных целей, Совет по Экологическим целям призывает к пересмотру большинства временных целей. Совет также предлагает 19 новых целей, имеющих отношение, например, к органическому производству и около городских районов. Кроме того, Совет предлагает более широкий диапазон мер и стратегических инструментов.


Заключение


Швеция делает успехи на пути к лучшей окружающей среде - но не достаточно быстро.

Весной 2008 г. Министерство окружающей среды обнародовало новые предложения по законодательному регулированию защиты шведских побережий. Предлагаются более строгие меры защиты побережий в районах особенно экстенсивной эксплуатации. Вместе с тем, предусматривается смягчение правил для тех районов, где природное состояние побережий удовлетворительно и эксплуатация ограничена. Законопроект под названием «Шведские побережья: природная среда, которую нужно ценить» находится сейчас на стадии подготовки.

По данным ежегодного регионального мониторинга 5 из 21 округов Швеции уже достигли определенных успехов в достижении экологических целей к 2020 году. 12 округов близки к осуществлению поставленных задач, в то время как 4 оставшихся округа не могу добиться каких-либо положительных результатов в современных условиях.

Достижение экологических качественных целей и продвижение устойчивого развития требует переориентации общества. Производство товаров и услуг нужно лучше приспособить, к природе и экосистемам, чтобы природа могла противостоять неблагоприятным воздействиям. Также необходимо улучшить управление водными и земельными ресурсами. Все люди должны развить в себе новые привычки и образцы потребления и жить более стабильно.

Потребуются политические решения, чтобы разрешать конфликты и устанавливать приоритеты среди различных основных плановых заданий. Меры, которые были предложены и выбраны должны быть осуществлены в настоящее время.

Перспективы встреч по вопросам экологических целей очень зависят от того, что происходит в более широком мире. Поэтому рассматриваются также международные и национальные цели.

По данным ежегодного мониторинга экологических целей 14 из 16 целей не будут достигнуты. Достижение этих целей требует более четких приоритетов и координирования с другими видами деятельности в обществе.

На 2014 год лишь одну цель можно считать достигнутой, а именно цель «Защитный озоновый слой». По данным экспертов истощение озонового слоя прекратилось, и есть свидетельства, что он начал расти.

Есть значительный прогресс в области нулевой эвтрофикации. Несмотря на то, что принятые меры принесли свои результаты, большая часть водоемов Швеции все еще поражена. На данный момент, худшие условия преобладают в Балтийском море. К сожалению процесс по уменьшению эвтрофикации занимает много времени, поэтому, не смотря на значительный прогресс, эту цель невозможно достигнуть к 2020 году.

В достижении целей «Чистый воздух» и «Только естественное окисление» также замечен прогресс. Выбросы в атмосферу постепенно сокращаются, но для того, чтобы достичь положительных результатов, необходимо усиление международного сотрудничества. В области естественного окисления состояние улучшилось в реках и озерах, но не в подземных водах. На международном уровне необходимо уменьшение количество выбросов от судоходства, на науиональном уровне - снижение воздействия лесного хозяйства. Данные цели также не будут достигнуты к 2020 году.

На данный момент нет никаких достижений, напротив замечены ухудшения по целям: «Уменьшение влияния на климат», «Здоровые заболоченные земли», «Разнообразие природных ландшафтов», «Богатое разнообразие флоры и фауны». Концентрация парниковых газов в атмосфере растет из-за выбросов производства электроэнергии и тепла, промышленных процессов и транспорта. Мер по защите и восстановлению заболоченных местностей недостаточно. Многие виды и места обитания недостаточно охраняются и находятся под угрозой исчезновения. Меры по сохранению видов не применяются и не хвататет ресурсов для биоразнообразия. Таким образом, цели недостижимы к 2020 году.

В достижении остальных целей, а именно : «Нетоксичная окружающая среда», «Окружающая среда с безопасной радиацией», «Чистые озера и реки», «Подземные воды хорошего качества», «Сбалансированная морская среда, цветущие побережья и архипелаги», «Живые леса», «Величественный горный пейзаж», «Благоприятная антропогенная среда». Мер по достижению данных целей недостаточно, прогресс идет очень медленно. Эти цели не будут достигнуты к 2020 году.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что положительная тенденция в области достижения экологических целей сохраняется, но несмотря на это, большинство временных экологических целей не будет достигнуто к 2020 году.

Список использоанных источников


1.Елена Почекаева, Татьяна Попова, Безопасность окружающей среды и здоровье населения издательство: Феникс 2012

2.Т. Богданович Страна, правительство и народ в Швеции 2012 г.

.Нина Жукова, Е. Кнутов, Юлия Перлова Bli bekant med Sverige / Знакомьтесь - Швеция : издательство: КОРОНА принт 2006

.Маргарита Редина, Александр Хаустов Нормирование и снижение загрязнения оружающей среды : издательство Юрайт 2014

.Владимир Коробкин, Леонид Передельский Экология и охрана окружающей среды : издательство КноРус 2012

.Алексей Комаров Балтийское соседство. Россия, Швеция, страны Балтии на фоне эпох и событий XIX-XXI вв. : издательство Ленанд 2014

7.Johan Tell 100 sätt att rädda världen 2010

8.Газета «MiljöRapporten»

.Доклада Совета по экологическим целям Swedens environmental objectives IN BRIEF 2008г

.Доклада шведского Агенства по охране окружающей среды 2010г.

.Интернет - портал miljomal.se

12.Отчет Министерства по охране окружающей среды Handlingsplan för att utveckla strategier i miljömålssystemet 2010

13.Отчет комитета по охране окружающей среды Plan för framtagandet av en strategi för långsiktigt hållbar markanvändning 2012

14.Интернет - портал sweden.se

.Интернет - портал si.se


Теги: 16 временных экологических целей Швеции  Курсовая работа (теория)  Экология