Психодиагностика - контрольная


Задание №1. 4

Задание № 2. 10


Задание №1

Систематизировать в таблице представления о  психодиагностических методиках, предложенных к изучению.

Предмет

диагностики

Название,  тип, характер стимульного материала

психодиагностической

методики

Назначение

психодиагностической

методики

Источник описания

1

индивидуально – типологические свойства личности

1) Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал;

2) Методика «Таблицы Шульте», таблицы с числами от 1 до 25;

3) Методика «МЛО-Адаптивность» (А.Г.  Маклакова, С.В. Чермянина), опросник на 149 вопросов

4) Методика психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Киллерман, Г. Конте), опросник на 97 утверждений.

1) определение личностных особенностей;

2) определение устойчивости внимания и динамики работоспособности;

3) определение адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативные особенности, моральной нормативности;

4) определение механизмов психологической защиты.

1) Методы психологической диагностики. —  М., 1993;

2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. —  М., 1990. 

3) Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. .

2

личностные особенности (черты личности), характерологические свойства личности

1) Методика многофакторный опросник Кэттелла, 16 факторов;

2) Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности, тест из 75 утверждений

3) Методика Н. Шмишека, тест из 88 вопросов;

4) Методика определения типа личности  С. Деллингера, геометрический тест 5 фигур;

5) Методика диагностики личности «Автопортрет», рисунок с 28 особенностями.

1) определение особенностей характера, склонностей и интересов личности;

2) определение агрессивности;

3) опредение акцентуаций характера и темперамента;

4) определение доминирующих особенностей личности и поведения;

5) определение особенностей личности;

 

1) Методы психологической диагностики. —  М., 1993;

2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. —  М., 1990. 

3

эмоциональная сфера и  психические состояния личности

1) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, тест на 58 вопросов;

2) Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, 2 теста.

3) Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник на 84 утверждений

1) определение уровня школьной тревожности;

2) определение тревожности личности;

3) определение уровня эмоционального выгорания.

1) Методы психологической диагностики. —  М., 1993;

2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000.

 

4

профессиональное самоопределение

1) Методика КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоршина);

2) Методика М. Люшера, цветовой тест, 4 основных цвета;

3) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, опросник из 20 вопросов;

4) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда, 42 пары профессий

 

1) оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации;

2) определение направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности;

3) определение типа профессии;

4) определение профессионального выбора;

1) Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с.

5

самосознание (самооценка, самоотношении и пр.)

1) Методика ЕPI  (Г.Ю. Айзенк), тест на темперамент на 57 вопросов;

2) Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р.Пантилеев), 10 утверждений распределенных по 9 шкалам;

3) Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна, три шкалы;

4) Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), опросник со 100 высказываниями.

5) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьев), 20 пар ситуаций.

1) определение темперамента;

2) определение самоотношения;

3) изучение представлений о счастье;

4) определение адаптации, принятия других, самопринятия, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию;

5) определение смысла в жизни;

1) Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб, 2000.

2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000.

6

межличностные отношения

1) Методика К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации, тест-опросник

2)  Социометрия: исследование межличностных отношений в группе;

3) Методика диагностики межличностных отношений Лири, опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности;

4) Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, вопросник на 61 вопрос;

5) Методика оценки отношений в семье

 «Рисунок семьи», рисунок с 4 уровнями анализа;

6) Медика психологической атмосферы в коллективе

А.Ф.Фидлера, тест на 10 пунктов.

 

1) определение  поведения в конфликтной ситуации;

2) определение межличностных отношений в группе;

3) исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах;

4) определение родительского отношения;

5) определение внутрисемейных отношений;

6) определение психологической атмосферы в коллективе;

1) Методы психологической диагностики. —  М., 1993;

2) Методики социально-психологической диагностики личности и группы. —  М., 1990. 

3) Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М., 2000.

7

интеллект, умственное развитие и креативность

1) Методы психодиагностики творческих способностей человека. Тест Торренса, 12 тестов;

2) Методика Д. Векслера

11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы;

3) Методика Дж. Равена, рисунки с фигурами;

4) Тест структуры интеллекта, ТСИ (Р. Амтхауэр), 16-20 заданий.

1) определение креативности личности;

2) определение уровня интеллектуального развития;

3) предназначена для изучения логичности мышления;

4) оценка структуры интеллекта;

1) Основы психологии: Практикум/ Ред. сост. Л.Д. Столяренко.

2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000.

8

ценностно-мотивационная сфера

1) Методика «Ценностной ориентации» М. Рокича, два списка ценностей по 18 в каждом.

2) Диагностика мотивации достижения методика ТМД (А. Мехрабиан/ модификация Магомед-  Эминова), опросник 2 форм – женской и мужской;

3) Методика диагностики мотивационной сферы личности ТЮФ (А. Шмелев), 100 юмористических фраз.

1) определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к себе;

2) определение двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи;

3) определение мотивационной сферы личности;

1) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000.

 

Задание № 2

 

  Написать психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования личности с использованием  16-факторного опросника Р. Кэттелла и методики СМИЛ (адаптированный вариант методики MMPI). (Проанализировать результаты одного испытуемого по каждой из предложенных психодиагностических методик. Итого 2 заключения)

Результаты 16-факторного опросника Р. Кэттелла предлагаемые для интерпретации.

стены

А

В

С

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

Md

Ж 8

4

5

7

8

8

4

5

4

7

1

5

5

1

7

6

2

4

 


Ответ:

Выписка из протокола психодиагностического исследования.

Объект исследования: женщина 29 лет.

Предмет исследования: черты личности.

Метод исследования: 16-факторный опросник Р. Кэттелла.

 Психологический портрет испытуемой:

1-й фактор (А) «Общительность – замкнутость.

Низкая оценка 4 свидетельствует о таких чертах характера испытуемой, как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отношении к людям.

2-й фактор (В) «Ограниченное мышление – сообрази­тельность».

Оценка 5 свидетельствует о довольно выраженных возможностях к осмыслению нового материала, к обоснованным заключениям испытуемой.

3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».

Средняя оценка (7) свидетельствует о недостаточно высокой стабильности в поведении, в эмоциях испытуемой, она достаточно  реалистична, спокойна, уживчива в основной социальной группе, однако сложные ситуации переживает достаточно тяжело.

4-й фактор (Е) «Независимость – подчиненность.

Оценка в 8 стенов свидетельствует о самоуверенности, доминантности

испытуемой. Она сама для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других.

  5-й фактор (F) «Озабоченность – беспечность».

Высокая оценка в 8 стенов говорит об испытуемой как о активном, жизнерадостностном, беззаботном, импульсивном, экспрессивном и  разговор-чи­вом человеке.

6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я – беспринципность».

Низкая оценка (4) говорит о склонности к непостоянству испытуемой. Она  подвержена влиянию случая, стремиться не связывать себя правилами, изолироваться от влияния коллектива.

7-й фактор (Н) «Смелость робость».

Низкая оценка (5 стенов) говорит о выраженной застенчивости, робости, осторожности испытуемой. Она стремится находиться в тени и большому обществу предпочитает уз­кий-круг близких людей.

8-й фактор (I) «Податливость – жестокость»,

Низкая оценка (4 стена) проявляется в излишней самоуверенности, субъективности, гипертрофировании испытуемой.  Стремление к независимости, чопорности, скептицизму приводит иногда циничному и прагмачному отношению к людям.

9-й фактор (L) «Подозрительность доверчивость».

7 стенов показывает излишнее сомнение испытуемой, ее подозрительность, направленность интересов преимущественно на саму себя, толкая испытуемую к поиск недостатков в других, а не в себе.

10-й фактор (М) «Непрактичность практичность»,

1 стен показывает, что испытуемая ориентирована на внешнюю реальность. Она приемлет общепринятые нормы и обращает внимание на мелочи.

11-й фактор (N) «Гибкость прямолинейность».

Оценка в 5 стенов показывает, что испытуемая не проявляет достаточной гибкости, однако слепо не приемлет чужое мнение.

12 й фактор (О) «Тревожность – спокойствие».

5 стенов свидетельствует, что испытуемая иногда испытываем неуверенность в себе, однако в большей часть жизненных ситуаций сохраняет равновесие и спокойствие.

13-й фактор (Q1) «Радикализм – консерватизм».

1 стен указывает на стремление испытуемой к поддержке установившихся понятий. Поддержка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в новых идеях. Она часто отрицает перемены в жизни.

14-й фактор (Q2) «Самостоятельность внушаемость».

7 стенов указывает на то, что испытуемая не испытывает зависимости от чужого мнения, и отдает предпочтение принятию решений самостоятельно в большинстве случаев.

15-й фактор (Q3) «Высокий самоконтроль низкий самоконтроль».

6 стенов указывают на то, что испытуемая является достаточно дисциплинированным человеком со среднем уровнем самоконтроля, однако в некоторых ситуациях она не может совладать со своими эмоциями.

16й фактор (Q4) «Напряженность – релаксация».

2 стена свидетельствуют о чрезмерном спокойствии. Не вполне оправданная удовлетворенность, иногда вялость, недостаточная мотивация, иногда лень все таки присутствует  в характере испытуемой.

Фактор Мd «Лживость – правдивость».

4 стена свидетельствуют о лживости испытуемой в такой мере, что это дает основа­ние подвергнуть сомнению достоверность, полученных в оп­росе данных.

Заключение: испытуемая может успешно реализовать себя в достаточно узком диапазоне деятельности: ученый-аналитик, исследователь, возможно, менеджер.

Возможны нервные срывы, связанные с её эмоциональной неустойчивостью. Вероятны конфликты с окружающими из-за стремления доминировать и отрицания перемен. Однако достаточно высокий уровень самоконтроля и самостоятельность может в ближайшем будущем помочь в продвижении по карьерной лестнице.

Результаты Методика СМИЛ (адаптированный вариант теста MMPI), предлагаемые для интерпретации.

 

Ложь

Достов

Коррек

Ипохондр

Дипрес

Истерия

Психопат

Паранойя

Психостен

Шизоидн

Гипомания

Ж 8

55

35

57

35

39

55

30

32

38

0

28

 

Ответ:



Профиль показателей 4 – х фазный, широко разбросанный, высоко расположенный. Результаты исследования дают основания судить об их достоверности «Ложь» (L = 55), «Достоверность» (F = 35), «Коррекция»                    (К = 57), в адекватном отношении к тестированию «Индекс Уэлша» для женщин (норма):

|F – K| = 22.

Психологический портрет испытуемой:

Общая характеристика профиля: акцентуация по стеническому типу реагирования (норма), с высоким витальным тонусом, повышенной психи-ческой активностью, устойчивостью воли и стремлений, высокой самооценкой.

Проявление активность в связи с неблагоприятной ситуаций.  Адекватность принятия решений в ситуации неуспеха и недоброжелательности окружающих.

Мотивационная направленность: отсутствие страха в ситуаций, грозящих неуспехом. В жизненно важных ситуациях и при благоприятном стечении обстоятельств проявляется мотивация достижения цели. Устойчивый баланс между стремлением к сохранению контактов с окружением и утверждением своих позиций.

Повышенный фон настроения, несклонность к тревожности, однако присутствует некая чувствительность к средовым воздействиям.

Спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность.

Несклонность к страхам и беспричинной озабоченности многочисленными проблемами. Стремление не проявлять свои эмоции. Настроение легко улучшается при благоприятном исходе ситуации Испытуемая характеризуется отсутствием ипохондрических настроений, отсутствием склонности к дипрессиям и волнениям.

Личностные особенности: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность – власть, стиль межличностного поведения – доминирующий, стиль познавательной деятельности – целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе – сверхактивность. Защитный механизм – отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации.

Заключение: рекомендуется индивидуальная работа с психологом по коррекции поведения в сложных ситуациях и преодоления чувствительности к негативным средовым воздействиям.

При выборе профессии можно ориентироваться на профессии администратора, руководителя, предпринимателя, геолога, психотерапевта, психолога, путешественника, писателя, журналиста, циркача, каскадера, шофер-гонщик. Возможно также обратит внимание на такие профессии как химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.