Магистерская диссертация


Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование студента магистратуры, выполненное по актуальной для данного направления подготовки магистров и специализации теме, связанной с решением задач того вида деятельности, к которой готовится магистр.

Являясь завершающим этапом подготовки магистра, диссертация должна обобщать программу подготовки по всем видам работ студента, включая исследовательскую и практическую составляющую, за весь период обучения в магистратуре, продемонстрировать полученные знания, навыки и умения студента как в части выбранного магистерского направления, так и в части специализации.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ВПО, магистерская подготовка предполагает получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-проектной, конструкторской, технологической, исполнительской и творческой, организаторской и иных видов деятельности, в первую очередь – инновационной. В этой связи магистерская диссертация определяется как вид исследовательской работы, направленной на развитие профессиональных (специальных), исследовательских, методологических, аналитических компетенций выпускника и должна, базируясь на данных проведенного анализа, иметь в методологической и/или практической части новизну  для данной области исследования.

Федеральным государственным образовательным стандартом установлено, что магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Требования к новизне материала, методологии, выводов диссертации определяется степенью разработанности конкретной исследуемой области и спецификой решаемых в ней задач. В отдельных случаях новизна может состоять в первичном описании мало изученных проблем, однако большей частью должна касаться практически значимых выводов, рекомендаций для отрасли/организации и т.д., сделанных на основе проведенного анализа.

Таким образом, магистерская диссертация имеет две основных взаимосвязанных цели:

– она должна обобщить и систематизировать знания, навыки и умения студента, полученные за время обучения в магистратуре, показать знание выбранной проблемной области, как в части направления подготовки, так и в части специализации, продемонстрировать сформулированные компетенции, умение грамотно анализировать проблему, исследовательские и методологические навыки студента;

– на основе результатов проведенного исследования (анализа) диссертация должна внести элементы практической, научной и/или методологической новизны в разработанность выбранной проблемной области, в части ее, касающейся направления подготовки и/или специализации.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС ВПО, магистерские программы вуза, как правило, являются авторскими, отражая специфику существующих в данном вузе научных и практических школ. Таким образом, магистерские диссертации, выполненные под руководством профессорско-преподавательского состава, должны представлять перспективные направления исследования научно-практических школ.

 Перед началом работы над магистерской диссертацией разрабатывается предложение по исследованию (ResearchProposal), которое заложено в основу будущей диссертации. Предложение по исследованию защищается не менее чем за 4 месяца до защиты диссертации и является вторым обязательным этапом работы над ней после согласования и утверждения темы диссертации.

При написании Предложения по исследованию студенты в обязательном порядке отражают два блока подготовки диссертации:

1)   теоретико-методологическая часть диссертации;

2)   исследовательская часть диссертации.

В теоретико-методологической части описывается актуальность темы магистерского исследования, устанавливаются проблемная область, объект и предмет исследования, а также цель и задачи работы, связанные с гипотезой (гипотезами) исследования. В первую часть также включается анализ основных источников литературы - обзор  основополагающих в данной области источников, а также предложение по работе с первоисточниками, в т.ч., периодикой, данными исследования и т.д. На основании плана и концепции диссертации дается краткая характеристика будущей работы, ее структуры.

В исследовательской части на основании выдвинутой гипотезы (гипотез) исследования прописывается методология будущего исследования, замысел, ожидаемые результаты, система применяемых методов, устанавливаются критерии валидности исследования.

Предложение по исследованию утверждается научным руководителем студента, согласовывается с руководителем магистерской программы и защищается перед руководителем научно-практического семинара.

 

Предложение по исследованию (RESEARCHPROPOSAL) состоит из следующих разделов:

  1. Тема. Сформулирована так, как будет утверждаться на Ученом Совете Института. Тема согласована с Научным руководителем и утверждена Научным руководителем программы.

Тема НЕ формулируется в виде вопроса. Тема НЕ может быть описательной, а работа – обзорной (например, «Новые тенденции в …»), в ней должен просматриваться исследовательский характер работы. Тема НЕ может содержать ДВА исследования (например, «Исследование показателя 1 в крупных российских компаниях и динамика роста показателя 2 в экономике Ярославской области»). Тема НЕ должна описывать конкретную проблему конкретной организации, если ее решение нельзя применить для подобных организаций.

  1. Описание и обоснование темы исследования. Ее актуальность, новизна, практическая значимость, формулировка исследовательской проблемы. (примерно1-2 страницы).
  2. Цель, объект, предмет, гипотеза (или основной вопрос) исследования. Задачи. Задачи (группы задач) могут (должны) соотноситься с разделами (главами, параграфами) работы. (1-2 страницы)

Задачи сопровождаются кратким пояснением целесообразности их постановки. Задачи должны быть связаны единой логикой работы, быть подчинены цели работы, сформулированы так, чтобы их можно было решить путем анализа или исследования. Задач в работе рекомендуется ставить не менее 3 и не более 7.

  1. Концептуальная схема исследования на основании аналитического обзора литературы. Концептуальная схема теоретической основы исследования в графической форме: рассматриваемые теории и концепции (с указанием авторов), взаимосвязь между ними (схема может быть вынесена в приложение к РП). Вывод по результатам аналитического обзора литературы: степень изученности проблемы исследования, какие теоретические концепции будут положены в основу проводимого исследования. (1,5-2 страницы)
  2. Методология исследования: Описание подхода, стретегии и методов исследования, источников данных и методов сбора данных. (2-3 страницы).

6. План исследования (в табличной форме): соотнесение задач исследования с методами сбора и анализа данных. (1 страница).

7. Ожидаемые (предполагаемые) результаты исследования, область действия результатов. (1 страница).

8. Календарный план исследования – таблица.

9. Библиография: пронумерованный список литературы (номера источников соответствуют номерам, указанным в концептуальной схеме) – (1-1,5 страницы)

Таким образом, RP составляет 10-13 страниц. Утверждение RP является первым допуском к работе над диссертацией.

 

Работа над диссертацией состоит из следующих этапов:

  • Выбор направления исследования, назначение научного руководителя, формулировка темы
  • Утверждение темы диссертации и руководителя Ученым советом
  • Защита предложения по исследованию (ResearchProposal), анализ источников, подготовка к исследованию
  • Работа с текстом диссертации
  • Подготовка к предзащите. Предзащита
  • Работа по высказанным на предзащите замечаниям к диссертации. Повторная предзащита (если необходимо).
  • Подготовка рецензии, реферата, отзыва научного руководителя.

 

Содержание отзыва научного руководителя магистерской диссертации

В отзыве научный руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания диссертационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации, рекомендует ее к защите.

Научный руководитель отмечает в отзыве:

  • сведения об актуальности темы магистерской диссертации ;
  • особенности выбранных материалов и полученных решений (новизна используемых методов, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части);
  • соответствие содержания теме;
  • достоинства и недостатки магистерской диссертации;
  • умение выпускника факультета магистерской подготовки работать с литературными источниками, со справочниками и способность ясно и четко излагать материал;
  • владение современными методами научных исследований;
  • владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • умение анализировать и прогнозировать состояние и динамику объектов исследования с использованием методов и средств анализа и прогноза;
  • научную новизну и практическую ценность  диссертационного исследования;
  • оценку подготовленности выпускника факультета подготовки магистров, инициативности, ответственности и самостоятельности при решении научных и практических задач;
  • умение организовать свой труд и другие требования к выпускнику факультета магистерской подготовки, содержащиеся в государственном стандарте.
  • владение применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными программами;

 

Содержание рецензии на магистерскую диссертацию

В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой диссертации, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки работы. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня магистерской диссертации и оценивает ее.

Рецензент отражает в рецензии:

  • актуальность темы магистерской диссертации;
  • соответствие содержания магистерской диссертации теме исследования;
  • достоинства и недостатки магистерской диссертации;
  • владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • владение современными методами научных исследований;
  • оценку содержания магистерской диссертации;
  • оценку полученных результатов;
  • научную новизну и практическую значимость результатов  диссертационного исследования;
  • оценку подготовленности выпускника факультета магистерской подготовки к самостоятельности в научной работе;
  • рекомендацию к защите

 

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

  • Актуальность темы исследования
  • Теоретическая подготовка выпускника (глубина исследования)
  • Практическая значимость
  • Последовательность и логика изложения материала в диссертации
  • Валидность знаний
  • Инновационность предлагаемых решений
  • Наглядность презентации
  • Логика доклада
  • Готовность отвечать на вопросы